29 января 2021 , 16:53 рубрика: Дети

Жить дружно учат школьники Новосибирского района

Школьный день ненасилия и мира отмечается 30 января. Дети проводят в школе большую часть своего времени. Здесь они не только получают знания, но и учатся общаться, дружить и выяснять отношения. Иногда простые детские ссоры перерастают в настоящий конфликт. Помочь ребятам в его решении могут сверстники – представители службы примирения.

Сейчас на территории Новосибирского района 27 таких служб, расположенных в школах, а две – в дошкольных образовательных учреждениях. Обычно во главе стоят школьные педагоги-психологи или социальные педагоги. Под их руководством разрешением школьных конфликтов занимаются сами ученики, начиная с четырнадцатилетнего возраста. Курирует их деятельность территориальная служба, которая входит в структуру центра сопровождения «Янтарь». Здесь для педагогов и детей проводится специальное обучение, после которого ребята могут решать конфликты не хуже, а порой и лучше, чем взрослые медиаторы.

— Детям бывает проще доверить свои проблемы сверстникам, чем взрослым, — рассказывает социальный педагог центра «Янтарь» Анна Колопецина. — И совет бывает проще услышать от тех, кто с ними на равных, кто их понимает, принимает эмоционально.

Обычно разрешение конфликтной ситуации начинается с предварительной встречи с каждым участником отдельно, и если обе стороны заинтересованы в примирении, дальше медиатор (примиритель) встречается с обоими. Когда конфликт касается нескольких человек или всего класса, проводится так называемый круг, на котором у каждого участника есть возможность высказаться и быть услышанным. По словам Анны Колопециной, ребята в основном хорошо идут на контакт с медиаторами. Если же у детей не получается самостоятельно найти общий язык, им в этом помогает служба примирения.

— Например, был такой случай. Два друга, ученики девятого класса, влюбились в одну девушку. Ситуация для подростков очень значимая, тут важно работать не только с конфликтами, но и с эмоциями. Нашим примирителям удалось помочь ребятам. На общей встрече они заключили договор, где прописали необходимые пути решения. Так дети и подростки не только решают существующую проблему, но и учатся в будущем договариваться, ориентироваться в сложных ситуациях, — рассказывает Анна.

Для того чтобы успешно помогать другим, ребята из службы примирения проходят специальное обучение. Несмотря на то, что процедура решения конфликта имеет чёткую структуру, далеко не все школьники в итоге становятся медиаторами. Чаще остаются в службе дети с особым складом характера: общительные, любящие помогать другим. Однако встречаются и исключения.

— В некоторых школах у нас есть дети, которые были правонарушителями, а после посещения наших мероприятий исправились, стали лучше учиться и помогать другим, — рассказывает Анна Колопецина. — Это, конечно, очень вдохновляет, ведь мы буквально видим, как судьба этих детей меняется, они начинают верить в себя.

Нередки случаи, когда дети, которые обратились в службу примирения, не только налаживают отношения, но и учатся чему-то новому, чем потом могут поделиться со своими друзьями.

— Была такая история. Мальчик и девочка дружили с первого по седьмой класс, и вот он неудачно пошутил, на перемене отодвинул стул, она упала, ударилась, и это переросло в конфликт. Сначала дети пытались их помирить, потом вмешался руководитель службы. В итоге мальчик объяснил свою позицию, девочка свою, они наконец-то услышали друг друга. Потом вдвоём даже провели в своём классе урок по технике безопасности, рассказали о том, чем могут грозить такие игры, — вспоминает Анна Колопецина.

Служба примирения занимается не только решением уже завязавшихся конфликтов, но и профилактикой их возникновения. В начале учебного года ребята проходят по классам, напоминают о себе, знакомятся с первоклассниками. В течение года службой проводится несколько мероприятий. Для начальной школы это в основном игры на сплочение, для средней – тренинги бесконфликтного поведения. Для старшеклассников – круглые столы, на которых они могут стать полноправными участниками и подискутировать на волнующие их темы.

Кроме того, в каждой из школ, где существует служба примирения, есть специальные ящики, куда дети могут положить записки с рассказом о своих ситуациях. С просьбой о помощи в разрешении конфликтов могут обратиться как сами дети, так и учителя, а также родители и законные представители. В случае, когда такой службы в школе нет, можно обратиться в территориальную службу примирения на базе центра «Янтарь». Здесь же разбираются ситуации, которые вышли за рамки детских отношений, например, когда школьный конфликт расширился и перешел в конфронтацию между двумя семьями.

По словам Анны Колопециной, каким бы сложным не казался конфликт, при обоюдном желании сторон решение всегда находится. Восемь из десяти детских ссор заканчиваются примирением сразу после предварительной встречи.

Ксения Варфоломеева, фото с сайта pixabay  

Комментарии 0