Ранее Горсайт рассказывал, чем заменили аргентинские пробки и ушедшие австралийские вина в Сибири.
Кушать подано
Компания «Клён» предлагает готовые решения для ресторанов и кафе с 1993 года. В Новосибирске филиал московской компании работает уже больше 10 лет. Горсайт выяснил, как изменилась ситуация в условиях санкций на ресторанном бизнесе.
– Рестораны и прочие точки общепита открываются и закрываются постоянно. Глобальных перемен я не заметил. Конечно, сейчас стало преобладать недорогое китайское оборудование, и вышли на передний план российские заводы. Ну и с европейскими, которые не гордые, продолжаем работать, – рассказал менеджер по продажам оборудования компании «Клён» Андрей Черношвец.
По словам эксперта, за последние полгода цены на ресторанное оснащение менялись как вверх, так и вниз. Благодаря курсу импортное оборудование стало дешеветь, а российское дорожало. Но сейчас цены выравниваются.
Назвать минимальную стоимость оборудования, которое необходимо для функционирования самой простой, недорогой точки общепита, Андрей Черношвец откзался – просто потому, что это будет некорректно.
– Аппетит приходит во время еды, очень много нюансов. Часто, закладывая одну сумму, владельцы уже в процессе проектирования будущего ресторана, меняют свои предпочтения, соответственно, меняется и цена.
Тем не менее, на сайте «Клёна» есть информация, что, например, модуль «кофе с собой» можно приобрести от 268 тысяч рублей, а открыть пиццерию с доставкой можно за 664 тысячи рублей.
Мы не могли не спросить эксперта ресторанного бизнеса, правда ли, что можно преобразить кафе за 300 тысяч рублей, как это делает популярный шоумен Константин Ивлев в программе «На ножах».
– Какие-то печи и духовки поменять можно. Но то, что там показывают, лично у меня вызывает вопросы. Там половина бюджета, думаю, не указывается.
В деревню, к тётке в глушь, в Саратов
Весь мир, россиянам, скорее всего, ещё не скоро удастся посмотреть, уж «старушку Европу» так точно. Но выбрать всё же есть из чего – Азия, Латинская Америка и Ближний Восток вполне себе рады российским туристам. Во внутреннем туризме тоже случились немалые изменения.
Прежде всего, как гром среди ясного неба прозвучала новость, что Президент России Владимир Путин упразднил Ростуризм. Теперь его функции будет выполнять Минэкономики. И это на фоне всех разговоров и публикаций в СМИ, что спрос на внутренний туризм растёт, а довольные россияне ещё и не забывают получать кэшбэк.
Новосибирские турагентства тоже отмечают увеличение интереса к путешествиям по нашему региону. В частности, повышенное внимание испытывает сельский туризм. Более десяти районов области активно участвуют в формировании культуры гостеприимства. Горсайт, кстати, сделал собственный проект – куда новосибирцы смогут съездить на один день.
Смещение фокуса с заграницы на Россию произошло не вчера, и даже не после 24 февраля.
– У городского населения, особенно в период пандемии, очень обострилась потребность проведения выходных за городом. Мы как настоящие патриоты, посмотрели в эту сторону и уже более трёх лет активно развиваем именно сельский туризм в Новосибирской области, – рассказала директор по продажам туристического агентства «Новосибирск» Елена Скулкина.
Сельчане ликуют – наконец-то люди едут не в Турцию на оллинклюзив, а в деревню доить коров.
– За счёт средств президентского гранта мы обучаем специалистов на местах. Наша главная задача – вывести регион с пакетными турами на федеральный уровень и открыть для него новые перспективные возможности, – рассказала генеральный директор туристического агентства «Новосибирск» Юлия Гончарова.
Как добавила Елена Скулкина, очень много жителей сёл, фермеров хотят занять эту нишу, но не знают, с чего начать. Сотрудники турагентства обучают таких желающих и помогают им принять первых туристов. Кстати, само агентство начало свой путь при поддержке центра «Мой бизнес».
Так, если не к кому поехать в деревню в гости, но очень хочется послушать петухов ранним утром, подоить корову или наколоть дрова – в Сузунском районе есть место «В гостях у бабушки». У новоиспечённой родственницы можно не только прополоть огород (правда, теперь уже только в следующем году), но и поухаживать за животными, а также слепить набор посуды в гончарной мастерской.
Сутки проживания начинаются от 500 рублей. Путешествие с трансфером и какой-то минимальной программой – от 1 500 рублей на человека. Основной потребитель – семейные люди среднего возраста с детьми от 5 лет с активной жизненной позицией, которые не сидят все выходные на диване, глядя в телевизор, а придумывают себе различные активности.
«Дошрак» по-сибирски – на Донбасс
Компания «Скоровар» на рынке 15 лет. Первая линия по производству лапши быстрого приготовления была запущена в 2007 году в Бердске. В ассортименте – лапша, лагман, картофельное пюре, супы, каши, бульоны и сухие завтраки.
– В связи с санкциями стали больше продавать, спрос вырос. Объёмы производства тоже увеличились. Мы и на Донбасс отправляли свою продукцию, – рассказал Горсайту директор по продажам «Скоровар» Константин Неустроев.
По словам профессора, советника ректора по образовательной и научной работе Сибирского университета потребительской кооперации Зои Капелюк, сейчас наступили времена, когда бизнесмены могут развернуться.
– Да, будет сложно. У нас нет собственных региональных торговых сетей, все ушли. «Холидей» первый «съели», «Мегас» закрылся, не знаю, что сейчас с «Гигантом», – рассказала она.
Кроме того Зоя Каплюк подчеркнула, что главной проблемой остаётся кадровый голод:
– Казалось бы, менеджеров готовят в каждом вузе, но их не хватает, продавцов не хватает, кассиров.
В целом, как показал форум, Новосибирской области, впрочем, как и другим регионам, есть чем гордиться, и куда стремиться. Главное – предпринимателям проявлять инициативу, а властям услышать бизнес.