О военных буднях Оперного рассказала Елена Макарова, руководитель отдела Музейно-выставочного центра НОВАТа. Она напомнила, что торжественное открытие театра было намеченного на 1 августа 1941 года. Но в планы вмешалась война. И недостроенное здание стало культурным центром СССР: именно сюда эвакуировали музейные коллекции со всей страны.
Эвакуированных ценностей было много: одна Третьяковская галерея привезла с собой несколько эшелонов картин.
«Они прибывали на железнодорожную платформу, приблизительно там сейчас находится остановка «Центр», и оттуда на подводах шедевры везли в здание театра», ‒ рассказывает эксперт.
Конечно, здание не было достроено, а картины требовали особых условий хранения. Поэтому, несмотря на военное время, Совет народных комиссаров СССР (фактически это было правительство страны) закрепил за нашим театром один лесхоз и одну угольную шахту: они работали на отопление здания, бесперебойно поставляя дрова и уголь.
Приехавшие в Сибирь музейщики не сидели без дела: для горожан была организована выставка шедевров русской живописи XVIII‒XIX веков. Серов, Шишкин, Репин, Айвазовский ‒картины, известные в то время большинству новосибирцев только по репродукциям, экспонировались в помещениях, где сегодня расположен театральный буфет.
Вскоре к коллегам из Третьяковки присоединились и другие музеи. Одним из последних приехал Артиллерийский исторический музей из Ленинграда. Его сотрудники сразу же устремились в экспедиции на фронт! Оттуда они привозили трофейное оружие для будущих экспозиций. А заодно организовали в Новосибирске курсы для офицеров, где учили с этим трофейным оружием обращаться: мало ли, вдруг попадет в руки во время сражения.
Удивительно, но работали в здании и реставраторы. Елена Макарова рассказывает, что одной из самых значительных их работ, фактически подвигом, стало спасение гигантской панорамы Франца Рубо «Оборона Севастополя». Из города, к которому приближались фашисты, картину удалось спасти буквально в последний момент: подручными средствами, часто не самыми острыми ножами, панораму кусками вырезали из рамы, погрузили на теплоход «Ташкент» и в последний момент успели отправить в Новороссийск. Оттуда кружным путём, через Среднюю Азию, фрагменты полотна доставили в Новосибирск. Реставраторы плакали, когда разворачивали спасённые фрагменты, казалось, шедевр утрачен безвозвратно. Но десятилетие кропотливой работы позволило обернуть время вспять: панораму воссоздали буквально по миллиметру.
Между тем параллельно в здании театра завершалось строительство. В 1942 году, когда в разгаре была Сталинградская битва, Совет народных комиссаров назвал Новосибирский оперный театр приоритетным объектом строительства. А в начале 1943 года на эти деньги была выделена громадная по тем временам сумма ‒ миллион рублей!
«Даже сейчас это немаленькие деньги, а можете себе представить, чем они были для воюющей страны?», ‒ напоминает Елена Макарова.
Здание было сдано через год, в начале 1944 года. С этого момента здесь велись отделочные работы. Ну 12 мая 1945 года на сцене Новосибирского государственного театра оперы и балета состоялась первая премьера: опера Глинки «Иван Сусанин». И началась другая, уже хорошо знакомая горожанам мирная история театра.
О других интересных моментах времен Великой Отечественной войны вы можете узнать из проекта телеканала ОТС «Одна на всех» в социальной сети ВКонтакте или на нашем YouTube-канале.