В преддверии Нового года, когда город уже украшен огнями и витает дух праздника, НОВАТ порадовал всех новой постановкой. Премьера оперы-сказки «12 месяцев» стала ярким событием в культурной жизни Новосибирска. Главный режиссёр Вячеслав Стародубцев и его команда продолжают развивать интерес к оперному искусству, делая его частью жизни каждого зрителя. НОВАТ вновь доказал, что классика может быть увлекательной и современной.
Опера Сергея Баневича «12 месяцев» на сцене НОВАТа появилась впервые, хотя его творчество уже знакомо сибирским слушателям. Ранее на Большой сцене шла «История Кая и Герды», сейчас в репертуаре театра на Малой сцене можно увидеть «Стойкого оловянного солдатика».
Фото Виктора Дмитриева
Музыкальным руководителем новой постановки стал Евгений Волынский. Он всегда с особой любовью относится к детскому репертуару, превращая каждый спектакль в настоящий праздник.
Магия на сцене
Опера-сказка «12 месяцев» ожила на сцене НОВАТа, представив уникальный синтез слов, музыки и художественного воплощения. Спектакль похож на красивую детскую книжку, которую хочется перечитывать, каждый раз открывая для себя что-то новое. Автор декораций и костюмов Тимур Гуляев создал волшебный мир, полный неожиданных решений.
«Это можно назвать подлинным творчеством. Есть определённые спектакли, которые делаются по канону иначе они потеряют своё лицо. Прелесть этого зала в том, что мы не знаем, что получится. Здесь эффект очень бережного отношения к сцене, пространству, позволяет сделать что-то интересное. Мы на ней каждый раз рисуем что-то новое», – поделился художник-постановщик Тимур Гуляев.
Фото Виктора Дмитриева
Вячеслав Стародубцев решил сделать привычную новогоднюю сказку необычной. Классический сюжет сохранился, но режиссёрская концепция добавила яркие краски всех времён года в зимнюю белизну. Каждый месяц здесь – художник, создающий свою уникальную картину.
«Одна из моих режиссёрских задач – я не хочу повторяться. А это очень сложно. Всегда хочется быть в эстетике. Это интересно, такой вызов, который, наверное, и держит на плаву. Мы не отказываемся от каких-то исторических деталей, но всё-таки делаем современный спектакль и, конечно, не забываем о том, что задача театра – не только развлекать, но и просвещать», – отметил режиссёр.
Персонажи двенадцати месяцев предстали в необычных образах. Вместо традиционных тулупов и валенок они облачились в яркие костюмы художников с палитрами и кистями. Сцена, словно чистый холст, превращалась в потрясающую картину благодаря лаконичным белым декорациям.
«Это удобная материя. На холсте с помощью палитры можно нарисовать что угодно, не ограничиваясь общим форматом», – добавил Тимур Гуляев.
Фото Виктора Дмитриева
Ахроматические тона костюмов подчёркивали контраст между серым и цветным миром, превращая унылое в праздничное, обыденное в волшебное. Невероятной и оказалась ёлка на мольберте, вся из ёлочных игрушек.
«Мне хотелось сделать спектакль эстетически абсолютно другой, нежели, например, тот же Морозко, то есть более современный. Мы с Тимуром долго думали. Мир королевы получился черно-бело серый, а мир художников-месяцев – разноцветный. Когда мы начинали репетиции, я ребятам сказал: “Придумайте каждый, кто какой художник.” Кто-то Ван Гог со своей пластикой, кто Сальвадор Дали. Хотелось показать это разнообразие», – рассказал режиссёр.
В спектакле использован видеоконтент от художника Вадима Дуленко. Создатель пластического рисунка спектакля – Сергей Захарин. Световое оформление разработала Ирина Вторникова. Всё это делает постановку красочной и запоминающейся.
Фото Виктора Дмитриева
Молодые таланты – художественная палитра спектакля
В центре сюжета спектакля – известная история бедной падчерицы и капризной королевы, которой вдруг понадобились под Новый год подснежники. Молодые солистки Екатерина Бегунович и Диана Белозор блестяще воплотили эти образы, добавив им яркости и обаяния. Их игра привнесла в постановку особую атмосферу, которая не оставила зрителей равнодушными.
По словам режиссёра, Диана Белозор создала невероятный образ. Невозможно было представить принцессу в сером, но этот неожиданный ход позволил зрителям сосредоточиться на характере героини. Диана великолепно раскрыла внутренний мир своей героини, что стало настоящим украшением спектакля.
«Эта тема получила хорошее раскрытие. Противостояние чёрно-белого мира и цветного. Летом всегда хочется свежести и прохлады. Зимой – красок и тепла», – отметил Тимур Гуляев.
Фото Виктора Дмитриева
Для многих поколений «12 месяцев» – символ новогодней сказки. В детстве мы смотрели одноимённый мультфильм с голосами известных актёров. Теперь на сцене звучат голоса звёздных оперных солистов и студентов Новосибирской консерватории, которые составили половину из двенадцати месяцев.
«Произошло историческое событие, потому что в этом спектакле впервые за долгие годы участвуют студенты Новосибирской государственной консерватории имени Глинки. Мы возрождаем великую традицию взаимодействия театра и консерватории. Нам очень важна эта преемственность. Ребята органично влились в нашу театральную семью. Они все потрясающие студенты, ребята, люди. Их искренность поможет им в профессиональном творчестве», – поделился Вячеслав Стародубцев.
Малая сцена стала для молодых актёров своеобразным «инкубатором», где они могли раскрыться и преодолеть страх перед большой аудиторией.
«В процессе репетиций было потрясающе находиться в НОВАТе, проникнуться этой атмосферой театра, коллектива, зрителей», – добавил один из студентов консерватории.
Фото Виктора Дмитриева
Искренность: как завоевать сердца детей
После просмотра спектакля вдруг возник вопрос: какой должна быть опера, чтобы заинтересовать юных зрителей? Вячеслав Стародубцев уверен, что ключ к успеху - это искренность.
«В нашем творчестве важно оставаться ребёнком, быть Моцартом, стремиться к этой искренности про свет, добро, какие-то вечные ценности, говорить о них языком музыки, детской оперы. Станиславский говорил, что для детей надо делать то же самое, что и для взрослых, только лучше», – заметил режиссёр-постановщик.
По его словам, чтобы передать зрителям детскую непосредственность и чистоту, нужно самому оставаться немного ребёнком. Именно это делает спектакль «Двенадцать месяцев» привлекательным для зрителей всех возрастов.
«Дети, как лакмусовая бумажка, всё очень чувствуют, им невозможно соврать. Поэтому нужно постараться найти золотую середину между искренностью, чтобы быть настоящим, но при этом передать правильные эмоции. Отклик должен быть у юного зрителя, чтобы они понимали слова, о чём опера, каким качествам учит она детей», – присоединилась к словам режиссёра Екатерина Бегунович.
Фото Анастасии Николаевой - Горсайт
Также Вячеслав Стародубцев подчеркнул, что всё нужно делать с огромной любовью. Ведь без неё не будет и театра.
«У нас этой любви достаточно, потому что есть уважение, есть профессионализм, есть то зерно, которое театр делает театром. Очень важно, что все артисты поддерживают эту атмосферу. И только благодаря тому, что мы вместе у нас получаются такие интересные истории. Кроме того, театр Победы – великое место, которое со своей фантастически эмоциональной историей не даёт просочиться сюда вранью. Здесь столько людей восхищались, плакали, любили, восторгались. Эта эмоциональная память сразу реагирует. Поэтому детские проекты – это как раз тот камертон, по которому мы и сами себя проверяем на правильном ли мы пути, что дальше», – заключил Вячеслав Стародубцев.
Юные зрители смогут насладиться доброй и красивой музыкальной историей, которая подарит им множество приятных впечатлений на новогодних каникулах 4 и 5 января на Малой сцене НОВАТа. Взрослые найдут в постановке изящную и эстетичную альтернативу традиционным новогодним спектаклям. Музыкальная история обещает стать настоящим событием для всех. Она не только развлечёт, но и поможет пополнить копилку правильных ценностей.
Ранее Горсайт писал о том, почему важно прививать любовь к театру с малых лет.