ХК «Сибирь» проиграл «Адмиралу» со счётом 2:3
Волонтёр из Новосибирска рассказала о ранее неизвестном концлагере в ДНР
Юлия Савельева – председатель женсовета Кировского района и руководитель комиссии Союза женщи...
Уже сейчас родители будущих первоклассников задумываются о том, надо ли готовить своих чад к школе. Ведь первый класс в жизни ребёнка – серьезный шаг для него и его родителей. И «подстелить соломку» на этом этапе очень хочется.
Фото с сайта adobestock.com
Хорошо, если малыш продолжает резвиться и радоваться без тревог и сомнений о грядущей учёбе в школе. Однако родителям понятно, что эта новая для него реальность требует подготовки не только разума, чувств, но и тела. Представьте, как «новоиспечённому» ученику целый урок просидеть за партой, не потревожив соседа, внимательно слушая учителя. Какой должна быть правильная подготовка ребёнка к школе, когда её следует начинать и можно ли обойтись без этого, разбирался Горсайт.
Исследования показывают, что в начальной школе сложнее всего учиться детям, у которых нет на это желания, стремления размышлять и узнать что-то новое. Задача подготовки к школе заключается в развитии познавательного интереса и самостоятельности будущего школьника через творчество, умение придумывать, познавать неизведанное.

– Подготовка к школе нужна не только детям, но и родителям. Пока они водят ребёнка на занятия, снимается очень много вопросов: «как будет работать гардероб, что с туалетами, организация в классе, куда портфель повесить» и прочие вещи. Родители могут пообщаться с педагогами, увидеть администрацию. Уровень тревоги их снизится. Это ответственно для нас. Мы должны со всех сторон разложить этот процесс и понять, как мы будем всё это организовывать, начиная с бытовых вещей, заканчивая уже программами и содержанием, – пояснила директор средней общеобразовательной школы №220 Анна Шмакова.
Когда ребёнок становится первоклассником, нужна особая согласованность в действиях родителей. Ведь так важно поддержать малыша, помочь преодолеть трудности, не препятствуя естественному взрослению его личности.
Действующий федеральный стандарт дошкольного образования направлен на «обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней». Если ваш ребёнок посещает детский сад, значит там он проходит подготовку к обучению в начальной школе.

В случае отсутствия детского сада в жизни ребёнка, специалисты всё-таки рекомендуют пройти ему предшкольную подготовку. Хотя это необязательно. Заставлять вас никто не будет. Да и не каждому будущему первокласснику она необходима.
– Есть дети, которые не ходят на подготовку, а только посещают или не посещают детский сад, и потом вполне благополучно приходят в сентябре в школу и начинают учиться. То есть очень легко адаптируются. А есть дети, которые ходят на подготовку, в детский сад, ещё на разные развивающие занятия, а в сентябре сталкиваются с проблемами – не могут приспособиться, тяжело переживают отрыв от родителей, страдает коммуникация и прочее. Всё очень индивидуально. Поэтому в каждой школе с такими детьми сейчас работают психологи. Подготовка – это инструмент, который может сыграть роль в адаптации ребёнка. Но его нельзя воспринимать некой таблеткой № 10, которую выпил и всё хорошо, – заметила директор школы.
В первую очередь надо определиться, кому вы доверите подготовку своего дошкольника. Специалисты рекомендуют присмотреться к школе, в которую будет ходить ваш ребёнок. Это оптимальный вариант для мягкой адаптации будущего ученика к учебному процессу. Поэтому заранее обратитесь в выбранное учебное заведение, узнайте, планируют ли они проводить подобные занятия с детьми и уточните, на что нацелена программа подготовки к школе.

– Здесь очень тонкий момент. Часто подготовка к школе может дублировать программу первого класса. Проще всего посадить детей за парты и начать с ними писать буквы, изучать алфавит или даже пробовать читать и по математике уже какие-то вычисления производить. На мой взгляд этого делать не нужно. Потом ребёнок придёт в первый класс и будет видеть всё те же буквы, цифры. Он может потерять интерес. И тут ещё и процесс адаптации начнётся, – рассказала Анна Шмакова
По словам специалиста, подготовка к школе должна начинаться с развития мелкой моторики ребёнка.
– Можно лепить, рисовать красками, пластилином, заниматься гончарным делом, бисероплетением. Мелкая моторика прежде всего развивает мышление. Чем больше пальцы работают у ребёнка, тем лучше, – добавила эксперт.

Вопрос обучения чтению до школы всегда вызывает живой интерес у родителей. Часто они хотят, чтобы ребёнок пошёл в первый класс читающим. Однако, специалисты призывают не торопить это событие и подождать, пока он не начнёт учиться.
– Родители не понимают, что, к сожалению, ребёнка могут не совсем правильно научить читать. Впоследствии у школьника могут быть очень серьёзные проблемы и с фонематическим слухом, и письмом, и орфографией. Переучивать очень сложно, даже практически невозможно. Отсюда появляется необходимость в учителях-дефектологах. Другое дело, когда ребёнок научился сам. Такое тоже бывает. Читали-читали с мамой книжку и вдруг он начал читать сам. Это естественный процесс, – рассказала директор школы.
Когда ребёнок готов обучаться чтению, он сам начинает интересоваться буквами, задавать вопросы: «а что здесь написано?» Исследования показывают, для процесса обучения чтению должны хорошо сформироваться память и селективное внимание. У современных детей обычно это происходит не раньше 8–9 лет.

– Чтение должно быть в жизни ребёнка с самого раннего детства. На подготовке к школе оно проявляется в умении воспринимать художественные образы. Там мы читаем вслух вместе с ребёнком, смотрим мультфильмы, сказки, работаем со смыслами, – заметила Анна Шмакова.
В последнее время ментальная арифметика стала настолько популярной, что родители наперебой хвастают своими детьми, которые в уме складывают и умножают трёх и четырёхзначные числа. К сожалению, они не понимают, что это мешает развитию творческого мышления и логики.

Учёные уже доказали, что эта методика – сплошное натаскивание и заучивание цифр в определённом порядке. Настоящая математика учит мыслить рационально, анализировать, видеть задачу, как картинку, ситуацию из жизни. Правильная подготовка к школе как раз и заключается в развитии логического мышления, а не в заучивании последовательности цифр.
– У дошкольников опытно-экспериментальная деятельность самая, что ни на есть простая. И тем не менее, она настроена на окружающий мир. Вышли дети в школе на улицу, собрали листочки, потрогали снег, поговорили о погоде – облачно сегодня или солнечно и прочее. Они настолько заряжаются этим интересом к миру, к наукам, что, придя в первый класс, начинают с удовольствием учиться, – пояснила эксперт.

Все дети разные, но в определённом возрасте так или иначе настанет пора отправляться в первый класс. Задача родителей – не только подготовить своё чадо к школе, но и понять сможет ребёнок высидеть за партой 40 минут, обучаясь новому в стенах класса.
– Не зря дети перед поступлением в школу проходят тестирование на готовность к обучению. Кто-то готов уже к шести годам, а кому-то и в семь лет ещё рано. Если ребёнок не готов к школьному обучению, то ведущим видом деятельности у него будет оставаться игра. Ему будет очень сложно. Вот когда дети с гордостью начинают говорить о том, что они ходили в школу. Это уже отношение к образовательному процессу. И ему будет не так страшно прийти туда первого сентября. Он уже знает, что такое класс, парты. Даже сама обстановка очень важна, – заметила практический психолог Регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики Татьяна Нестеренко.
Психологи отмечают, когда ребёнок при знакомстве со школой обращает внимание на всё, что касается учебной деятельности – значит он к школе готов.
– Когда ребёнок с мамой приходит в школу, и я задаю ему вопрос: что он заметил, что ему понравилось в школе? И он отвечает: «как ученики сидят за партами, учитель что-то пишет на доске, что на столе у него стоит глобус» и тому подобное, следовательно, ему пора в школу. Недаром ещё великие умы педагогов, в том числе и российских, обозначили это, как правильное мерило готовности к школе. Либо ребёнок ещё в игровой деятельности, дошкольник, либо он внутренне созрел, – рассказала Анна Шмакова.

Специалисты отмечают, что ребёнок должен быть морально готов пойти в школу. Читательская грамотность, математические способности – это вторично. А вот готовность просыпаться по утрам, собираться в школу, нести ответственность за то, что он сам сложил свой портфель – одни из немаловажных критериев готовности к учёбе в школе.
– Будущий школьник должен понимать собственный статус ученика, что в школе есть свои правила, их нужно соблюдать. Должны быть элементарные навыки самообслуживания. Или, например, отсидеть четыре урока, иметь адекватное поведение на перемене, когда выплеск напряжения происходит – это тоже готовность к школе, – подытожила директор средней общеобразовательной школы №220 Анна Шмакова.

Как подготовить ребёнка к школе решать только вам. Будет ли это происходить в стенах дома, детского сада или вы всё-таки решите погрузить его в атмосферу школьной жизни с учителями, партами и будущими одноклассниками – главное, чтобы вы были убеждены, что всё делаете правильно. И тогда ваш ребёнок пойдёт в первый класс уверенным в собственных силах.
Ранее Горсайт писал о том, как заинтересовать ребёнка учёбой в школе.