Хорошо, если малыш продолжает резвиться и радоваться без тревог и сомнений о грядущей учёбе в школе. Однако родителям понятно, что эта новая для него реальность требует подготовки не только разума, чувств, но и тела. Представьте, как «новоиспечённому» ученику целый урок просидеть за партой, не потревожив соседа, внимательно слушая учителя. Какой должна быть правильная подготовка ребёнка к школе, когда её следует начинать и можно ли обойтись без этого, разбирался Горсайт.
Основная задача подготовки к школе
Исследования показывают, что в начальной школе сложнее всего учиться детям, у которых нет на это желания, стремления размышлять и узнать что-то новое. Задача подготовки к школе заключается в развитии познавательного интереса и самостоятельности будущего школьника через творчество, умение придумывать, познавать неизведанное.
Предшкольная подготовка нужна не только детям, но и родителям
– Подготовка к школе нужна не только детям, но и родителям. Пока они водят ребёнка на занятия, снимается очень много вопросов: «как будет работать гардероб, что с туалетами, организация в классе, куда портфель повесить» и прочие вещи. Родители могут пообщаться с педагогами, увидеть администрацию. Уровень тревоги их снизится. Это ответственно для нас. Мы должны со всех сторон разложить этот процесс и понять, как мы будем всё это организовывать, начиная с бытовых вещей, заканчивая уже программами и содержанием, – пояснила директор средней общеобразовательной школы №220 Анна Шмакова.
Когда ребёнок становится первоклассником, нужна особая согласованность в действиях родителей. Ведь так важно поддержать малыша, помочь преодолеть трудности, не препятствуя естественному взрослению его личности.
Достаточно ли «детсадовской» подготовки
Действующий федеральный стандарт дошкольного образования направлен на «обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней». Если ваш ребёнок посещает детский сад, значит там он проходит подготовку к обучению в начальной школе.
В случае отсутствия детского сада в жизни ребёнка, специалисты всё-таки рекомендуют пройти ему предшкольную подготовку. Хотя это необязательно. Заставлять вас никто не будет. Да и не каждому будущему первокласснику она необходима.
– Есть дети, которые не ходят на подготовку, а только посещают или не посещают детский сад, и потом вполне благополучно приходят в сентябре в школу и начинают учиться. То есть очень легко адаптируются. А есть дети, которые ходят на подготовку, в детский сад, ещё на разные развивающие занятия, а в сентябре сталкиваются с проблемами – не могут приспособиться, тяжело переживают отрыв от родителей, страдает коммуникация и прочее. Всё очень индивидуально. Поэтому в каждой школе с такими детьми сейчас работают психологи. Подготовка – это инструмент, который может сыграть роль в адаптации ребёнка. Но его нельзя воспринимать некой таблеткой № 10, которую выпил и всё хорошо, – заметила директор школы.
Как правильно подготовить ребёнка к началу учёбы в школе
В первую очередь надо определиться, кому вы доверите подготовку своего дошкольника. Специалисты рекомендуют присмотреться к школе, в которую будет ходить ваш ребёнок. Это оптимальный вариант для мягкой адаптации будущего ученика к учебному процессу. Поэтому заранее обратитесь в выбранное учебное заведение, узнайте, планируют ли они проводить подобные занятия с детьми и уточните, на что нацелена программа подготовки к школе.
– Здесь очень тонкий момент. Часто подготовка к школе может дублировать программу первого класса. Проще всего посадить детей за парты и начать с ними писать буквы, изучать алфавит или даже пробовать читать и по математике уже какие-то вычисления производить. На мой взгляд этого делать не нужно. Потом ребёнок придёт в первый класс и будет видеть всё те же буквы, цифры. Он может потерять интерес. И тут ещё и процесс адаптации начнётся, – рассказала Анна Шмакова
Мелкая моторика
По словам специалиста, подготовка к школе должна начинаться с развития мелкой моторики ребёнка.
– Можно лепить, рисовать красками, пластилином, заниматься гончарным делом, бисероплетением. Мелкая моторика прежде всего развивает мышление. Чем больше пальцы работают у ребёнка, тем лучше, – добавила эксперт.
Ошибка – намеренно учить читать ребёнка до школы
Вопрос обучения чтению до школы всегда вызывает живой интерес у родителей. Часто они хотят, чтобы ребёнок пошёл в первый класс читающим. Однако, специалисты призывают не торопить это событие и подождать, пока он не начнёт учиться.
– Родители не понимают, что, к сожалению, ребёнка могут не совсем правильно научить читать. Впоследствии у школьника могут быть очень серьёзные проблемы и с фонематическим слухом, и письмом, и орфографией. Переучивать очень сложно, даже практически невозможно. Отсюда появляется необходимость в учителях-дефектологах. Другое дело, когда ребёнок научился сам. Такое тоже бывает. Читали-читали с мамой книжку и вдруг он начал читать сам. Это естественный процесс, – рассказала директор школы.
Когда ребёнок готов обучаться чтению, он сам начинает интересоваться буквами, задавать вопросы: «а что здесь написано?» Исследования показывают, для процесса обучения чтению должны хорошо сформироваться память и селективное внимание. У современных детей обычно это происходит не раньше 8–9 лет.
Восприятие художественных образов
– Чтение должно быть в жизни ребёнка с самого раннего детства. На подготовке к школе оно проявляется в умении воспринимать художественные образы. Там мы читаем вслух вместе с ребёнком, смотрим мультфильмы, сказки, работаем со смыслами, – заметила Анна Шмакова.
Развитие логики
В последнее время ментальная арифметика стала настолько популярной, что родители наперебой хвастают своими детьми, которые в уме складывают и умножают трёх и четырёхзначные числа. К сожалению, они не понимают, что это мешает развитию творческого мышления и логики.
Учёные уже доказали, что эта методика – сплошное натаскивание и заучивание цифр в определённом порядке. Настоящая математика учит мыслить рационально, анализировать, видеть задачу, как картинку, ситуацию из жизни. Правильная подготовка к школе как раз и заключается в развитии логического мышления, а не в заучивании последовательности цифр.
Опытно-экспериментальная деятельность
– У дошкольников опытно-экспериментальная деятельность самая, что ни на есть простая. И тем не менее, она настроена на окружающий мир. Вышли дети в школе на улицу, собрали листочки, потрогали снег, поговорили о погоде – облачно сегодня или солнечно и прочее. Они настолько заряжаются этим интересом к миру, к наукам, что, придя в первый класс, начинают с удовольствием учиться, – пояснила эксперт.
Как понять, что ребёнок готов к школе
Все дети разные, но в определённом возрасте так или иначе настанет пора отправляться в первый класс. Задача родителей – не только подготовить своё чадо к школе, но и понять сможет ребёнок высидеть за партой 40 минут, обучаясь новому в стенах класса.
– Не зря дети перед поступлением в школу проходят тестирование на готовность к обучению. Кто-то готов уже к шести годам, а кому-то и в семь лет ещё рано. Если ребёнок не готов к школьному обучению, то ведущим видом деятельности у него будет оставаться игра. Ему будет очень сложно. Вот когда дети с гордостью начинают говорить о том, что они ходили в школу. Это уже отношение к образовательному процессу. И ему будет не так страшно прийти туда первого сентября. Он уже знает, что такое класс, парты. Даже сама обстановка очень важна, – заметила практический психолог Регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики Татьяна Нестеренко.
Психологи отмечают, когда ребёнок при знакомстве со школой обращает внимание на всё, что касается учебной деятельности – значит он к школе готов.
– Когда ребёнок с мамой приходит в школу, и я задаю ему вопрос: что он заметил, что ему понравилось в школе? И он отвечает: «как ученики сидят за партами, учитель что-то пишет на доске, что на столе у него стоит глобус» и тому подобное, следовательно, ему пора в школу. Недаром ещё великие умы педагогов, в том числе и российских, обозначили это, как правильное мерило готовности к школе. Либо ребёнок ещё в игровой деятельности, дошкольник, либо он внутренне созрел, – рассказала Анна Шмакова.
Специалисты отмечают, что ребёнок должен быть морально готов пойти в школу. Читательская грамотность, математические способности – это вторично. А вот готовность просыпаться по утрам, собираться в школу, нести ответственность за то, что он сам сложил свой портфель – одни из немаловажных критериев готовности к учёбе в школе.
– Будущий школьник должен понимать собственный статус ученика, что в школе есть свои правила, их нужно соблюдать. Должны быть элементарные навыки самообслуживания. Или, например, отсидеть четыре урока, иметь адекватное поведение на перемене, когда выплеск напряжения происходит – это тоже готовность к школе, – подытожила директор средней общеобразовательной школы №220 Анна Шмакова.
Как подготовить ребёнка к школе решать только вам. Будет ли это происходить в стенах дома, детского сада или вы всё-таки решите погрузить его в атмосферу школьной жизни с учителями, партами и будущими одноклассниками – главное, чтобы вы были убеждены, что всё делаете правильно. И тогда ваш ребёнок пойдёт в первый класс уверенным в собственных силах.
Ранее Горсайт писал о том, как заинтересовать ребёнка учёбой в школе.