Яндекс Дзен
Образование

Список на лето: как не отбить у школьника желание читать

Лето в самом разгаре. Дети отдыхают, гуляют на улице, общаются с друзьями, в общем, полноценно набираются сил перед новым учебным годом. А дома «висит дамоклов меч» в виде списка литературы на лето.

Список на лето: как не отбить у школьника желание читать

Фото с сайта adobestock.com

Причины летней нелюбви к книгам

Кто-то скажет, что лето и книга – понятия несовместимые. В летние каникулы надо отдыхать от школьных забот и уж тем более от чтения. Другие посчитают, что рационально организованное времяпрепровождение с книгой – благодарный вид отдыха летом. Дети чаще поддерживают первых.

– Да это невозможно столько прочитать за три месяца. Летом хочется расслабляться, гулять. А в списке больше двадцати книг и все они не тоненькие. Зачем стихи читать вообще не понимаю, они же скучные. А потом мы всё это будем в школе проходить снова. Меня, конечно, родители всё равно заставляют читать, а то в компьютер не дадут поиграть. Но это бесполезно. Я всё равно ничего не запоминаю, – посетовала ученица седьмого класса одной из частных школ Новосибирска.

не хочу.jpg

Родители, повинуясь воле учителя, утверждают, что во время учебного года уроки-то делать нормально не успеваешь, не то что читать. А вот летом можно читать не спеша, полноценно и каждый день, а значит список литературы осилить можно. И вроде бы правда на их стороне, но дети всё же сопротивляются этому.

– Говоря о чтении летом – все эти списки литературы, когда на последнем уроке учительница выдаёт листочки и говорит: «А вот это мы читаем летом». Дети вздыхают и идут несчастные по домам. Двадцать книг, да как же их осилить? В итоге они прочитают максимум одну-две книжки за лето из этого списка. Отличники напрягутся и прочитают половину, может быть. И здесь тогда нет никакой особой мотивации для ребёнка. Но навык чтения вроде бы не растеряли. Читаем дальше, – прокомментировала директор средней образовательной школы №220, Анна Шмакова.

Чтение – разумная необходимость

Чтение летом – идея, безусловно, благородная. Это закрепление навыков чтения, хорошая возможность воспитания любви к книге и, при сознательном подходе, формирование навыков смыслового чтения.

– Летнее чтение – это многогранный процесс, это методика. Во-первых, он держит мозговую деятельность ребёнка в тонусе. Ведь с чтением целые механизмы взаимосвязаны, и высшей нервной деятельности, и мозговой, нейронные и прочие. Это важно для того, чтобы ценности правильные формировались. Но, во всяком случае, чтение оно тоже способствует восполнению ресурса, и личностному развитию. Поэтому чем больше летом будут читать наши дети, тем потом отраднее будет с ними работать учителям. Вот поэтому читать нужно. Во-вторых, это, безусловно, мотивация. Здесь аппетит приходит во время еды, это уже доказано временем. Чем больше ребёнок читает, тем он больше будет читать впоследствии, – рассказала директор школы №220.

книги.jpg

Нужен осмысленный подход

Книга, прочитанная из-под палки, вызывает отторжение интереса к ней. Ребёнок читает «на отвяжись», без желания вникнуть в сюжет и переживания героев. Содержание произведения организм воспринимает, как бесполезную информацию. Естественно, в голове остаётся очень мало.

– Этот механизм не должен быть формализован. Тогда он решит много задач, будет формировать правильные ценности. Он будет работать на мотивацию. Имеет смысл выбрать одну, максимум две книги для чтения летом. Почему одну-две? Недавно слушала одного своего коллегу по поводу подготовки к ЕГЭ по литературе. Там такой казус есть о том, чтобы к нему подготовиться, ребёнку нужно прочитать порядка тысячи книг. Очень много споров на эту тему. Мне импонирует позиция одного из моих коллег: «Пусть дети прочитают сто пятьдесят книг, но они вникнут в содержание, начнут сочувствовать героям и прочее». А так получается, что литература нужна просто для того, чтобы быстро просмотреть и потом суметь ответить на все эти вопросы. Разве это нам нужно? Вот и с летним чтением примерно та же история. Пусть будет меньше, но эта одна книга даст в разы больше, чем формальное чтение двадцати книг, – сообщила Анна Шмакова.

библиотека.jpg

Педагоги говорят, что младшие школьники к чтению проявляют большую заинтересованность. Отсюда у них результаты выше, чем у школьников среднего звена. Поэтому учителя и ставят себе задачу, сохранить и усилить этот интерес, чтобы в подростковом возрасте понимание о том, что книга – это один из важнейших источников радости мышления. Способы привлечь ребят к летнему чтению учителя выбирают разные, но обязательно основанные на опыте своей педагогической деятельности.

– Готовить детей к летнему чтению нужно заранее, в течении месяца, мая или апреля. Ссылаться на эту книгу, постоянно на классных часах упоминать, сказать, что есть кино по этой книге, чтобы к июню у них уже руки чесались схватить эту книгу и уже начать скорее читать. Учитель отталкивается от того, какие произведения на уроках будут изучать, что будет осваиваться в следующем году по внеклассному чтению. Сделает некий список и даст детям на выбор, – добавила эксперт.

«Антисоветы» из интернета

В поисках ответа на вопрос «что делать, чтобы ребёнок сумел прочесть все книги по списку?» родители опрашивают знакомых и друзей, советуются с учителями и штудируют интернет. В последнем случае рекомендаций великое множество. Вот некоторые из них.

  •     Не читайте, слушайте аудиокниги;
  •     Смотрите фильмы по мотивам повести, романа;
  •     Прочитать весь список литературы за неделю возможно – читайте только краткое содержание произведения (такого «добра» на просторах интернета пруд пруди);
  •     Платите детям за прочитанные страницы.

Если вы хотите, чтобы ребёнок окунулся в красоту русского языка, проникся любовью к Отчизне, понял, о чём писал стихи Сергей Есенин, научился восхищаться слогом Фёдора Достоевского, а значит полюбил чтение как процесс, ни одно из этих средств не сработает. Скорее наоборот. Особенно плата за прочитанные страницы. Страшно представить в какую «копеечку» вам станет «Тихий дон» Михаила Шолохова или «Война и мир» Льва Толстого.

– Чтение – одна из возможностей постижения действительности, осознание чужого опыта. Это трудно понять ребёнку. И здесь родителю главное не переусердствовать, не превратить летнее чтение в «обязаловку» и уж тем более не стимулировать сына или дочь покупками и возможностью поиграть в телефон или компьютер. Ведь это может войти в привычку, и вам когда-нибудь надоест платить за всё. Да и ребёнок, получается, читает не для себя, а для родителей, – прокомментировала психолог Ольга Баженова.

Читаем вместе

Приобщайтесь к чтению вместе. Дети лучше усвоят суть сюжета, поймут характеры персонажей, если вы составите им компанию. Можно читать по очереди либо распределиться по ролям и каждому озвучивать своего героя. Обязательно, когда в тексте вам встретятся незнакомые слова, ищите их значение в словаре. Это тоже один из способов работы с текстом на понимание. А дойдя до финала книги, поговорите о ней. Поделитесь своим восприятием, а ребёнок пусть поделится своим. Таким образом книга станет роднее, запомнится не только сюжет, но и откроется смысл произведения. Также можно поиграть в театр, выбрав понравившийся отрывок из книги.

с мамой.jpg

Важно прожить произведение вместе. Хорошо, если это станет традицией в вашей семье. А после прочтения можно найти хорошую экранизацию книги и посмотреть её вместе с детьми. Или сходить в кино. 

Покажите свой опыт прочтения книг

Дети часто считают, что в школе задают то, что не может быть интересным. В этом случае поделитесь с ребёнком любимым эпизодом из книжки, заинтригуйте его, не называя при этом книгу. Если ребёнок заинтересуется, то сам спросит, откуда этот отрывок. Тогда смело открывайте карты и предложите прочесть книжку самостоятельно. Рассказывайте детям впечатления от книг из вашего детства.

Не заставляйте читать

Все советы потеряют свою эффективность, если вы не сможете действовать без принуждения. Наказаниями и запретами вы только отобьете желание брать в руки книгу.

– Не лишайте детей отдыха. Пусть нагуляется вдоволь. И если ребёнку читать в удовольствие, пусть читает, только не принуждайте. Задача учителя – составить список литературы на лето и объяснить детям, зачем ему нужно это прочитать. А право родителей – следовать советам педагогов с умом, – рассказала психолог.

Как увлечь

Первое, это помочь структурировать процесс – в какое время лучше читать, где и что выбрать для чтения. Разделите список литературы на группы.

  •        Книги, которые ребёнок хочет прочитать сам;

  •        Книги, которые вы прочитаете вдвоём, по очереди или по ролям;

  •        Книги, которые нравятся вам, и вы будете читать их вслух;

  •        Книги, после которых вы посмотрите фильм по произведению.

гамак.jpg

Второе, что рекомендуют психологи – это превратить чтение в уютное и приятное занятие. Это может быть кресло-пуф на балконе, гамак на даче или вечернее чтение на ночь. А может быть вам захочется развести вечером костер, не забывая о правилах противопожарной безопасности, или постелить на траву плед, чтобы лежать вместе с ребёнком, наслаждаться звуками природы и чтением книг.

Для ребят помладше в книгах важны картинки и крупный чёткий шрифт.

Читательский дневник

Сейчас в основе образования лежит деятельностный подход. Читательский дневник – одна из возможностей вовлечь ребёнка в учебную деятельность. Заполняя дневник, детям легче увидеть, сколько книг они прочитали. По рисункам к прочитанному произведению, можно увидеть понимание содержания и смысла. Также здесь присутствует соревновательный момент. Дети, особенно из начальной школы, любят похвастаться перед одноклассниками, как здорово и красиво они оформили свой читательский дневник.

удобно.jpg

Не исключайте библиотеку

Не всегда есть желание и возможность покупать книги из списка на лето. Библиотека – отличный способ вовлечь ребёнка в чтение книг. Многие библиотеки именно летом организуют летний досуг для детей через игру и книгу. Дети любят принимать участие в таких событиях. Заодно и приобщаются к культуре чтения в библиотечных условиях.

Читайте летом с удовольствием. Чтение формирует ребёнка, воспитывает интеллектуально, развивает грамотность, пополняет запас слов для выражения своих мыслей и будоражит чувства.


ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОТС-Горсайт в Telegram

Оставляем Только Суть

Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен

ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru