Об отказах в печати рассказала председатель совета молодых учёных СО РАН Елизавета Лидер. Она отметила, что самые известные и уважаемые журналы мира Nature и Science продолжили сотрудничество на тех же условиях, что и до начала спецоперации. Продолжаются вестись международные проекты. К примеру, Институт эволюционной антропологии Макса Планка (Германия) и Институт археологии и этнографии СО РАН (Россия) представили совместную статью после ряда исследований в Nature.
– Некоторых из них отказываются публиковать статьи наших ученых. С такой формулировкой: «поскольку вы представляете российскую организацию, то мы не принимаем к рассмотрению вашу статью». То есть даже до этапа рецензирования не доходит вне зависимости от значимости представляемых результатов. Это не очень приятно. Но проблему не стоит преувеличивать. Сейчас таких журналов около 20 по всем областям знаний. В мире же сотни научных журналов. Мы видим, что нет какого-то тотального решения игнорировать российскую науку и российских ученых, – рассказала BFM-Новосибирск Елизавета Лидер.
От публикаций в признанных миром научных журналах зависит не только престиж коллектива и института в целом, но и вопрос выделения грантов, продвижения по карьерное лестнице, оценки эффективности.
Тем не менее, престиж и авторитет очень ценны. Елизавета Лидер привела в пример присуждение Нобелевской премии по физиологии и медицине профессору Сванте Паабо из Швеции. Он работал совместно с большим коллективом учёных из новосибирского Академгородка. Вместе они «нашли» денисовского человека. Тем не менее, во время церемонии о сибиряках никто не вспомнил. Все лавры достались швейцарцу.
– С одной стороны это и тенденции сейчас такая. Но это и вопрос публикаций. Паабо публиковал статьи в топовых журналах на протяжении многих лет, – уточнила Елизавета Лидер.