В телеграмм-канале «Сибкрай» мнением о том, выбирать или назначать главу Новосибирска поделился депутат Законодательного собрания региона, доктор социологических наук Константин Антонов.
По мнению многих, изменение системы организации власти на местах является наступлением на демократию. При этом они не задумываются о том, что существуют различные уровни власти и, соответственно, предметы управления. В своё время коллективы избирали директоров предприятий, руководителей больниц и школ. И это ни к чему хорошему не привело.
Если говорить о формировании власти в муниципалитет, то речь, как правило, идёт о местном самоуправлении. Однако стоит задуматься, в какой части оно присутствует.
– Бюджет Новосибирска, например, на 70% дотационный. Полномочия в сфере образования, социального обеспечения, охраны здоровья практически полностью финансируются за счёт вышестоящих бюджетов. На строительство и ремонт дорог более половины средств поступает тоже оттуда. Коммунальная сфера, та же система отопления, горячего водоснабжения, капитальный ремонт жилья финансируются за счёт тарифов, которые жёстко нормируются, – подчеркнул Константин Антонов.
Политик отметил, что из всего вышеперечисленного, мэр осуществляет только хозяйственно-распорядительные функции. И не стоит разводить демагогию о местном самоуправлении. Оно реально работает и должно развиваться на уровне управления ТСЖ, а также в выборе стратегических приоритетных направлений развития города.
– Давайте зададимся вопросом: нынешний выборный глава является гарантом защиты интересов горожан в реализации стратегии развития города? Нет, конечно. Вспомним историю с продажей земли на улице Демакова. Обещали сквер, на самом деле буквально подарили дорогущую землю частным застройщикам. Хорошо, что суд отменил это сделку, – отметил политик.
Он также предложил вспомнить обещание о прекращении точечной застройки. Однако на самом деле городские власти начали выдавать больше разрешений с увеличением коэффициента плотности застройки. Ещё один пример – фальсификация всенародного голосования. Доктор социологических наук сделал вывод, что выборная власть не является гарантом защиты местного самоуправления.
Поэтому, политик считает, что от отказа прямых выборов мэра хуже точно не буде. Но зато повысится роль и значение Совета депутатов города Новосибирска. Депутаты смогут поставить под жёсткий контроль и в любой момент отправить в отставку назначенного главу. При этом горсовет является образцом местного самоуправление, так как его представители избираются населением и напрямую зависят от мнения жителей.
– Думаю, что решение об изменении организации власти в Новосибирске будет принято уже в этом году. Совершенно логичным выглядит история, когда претендент на пост губернатора пойдет на выборы уже с кандидатурой нового главы города, которого он предложит, согласует с горсоветом и возьмет за него и за город персональную ответственность, – подчеркнул Константин Антонов.
Людям безразлично, у кого и какие полномочия есть, и кто за что отвечает. В соответствии с российским законодательством, есть публичная власть. Глава субъекта федерации несет ответственность за всё и больше не сможет перекладывать ответственность на город, ссылаясь на то, что у него нет полномочий на вмешательство в дела местного самоуправления.
По мнению Константина Антонова, власти региона должны обеспечить широкое представительство кандидатов на должность главы города, а также гласный и эффективный отбор претендентов и всестороннее их обсуждение.