Яндекс Дзен

«Не хочу учиться»: как заинтересовать ребёнка учёбой в школе

Любопытство помогает ребёнку стремительно осваивать окружающий мир. Естественно, что учебная деятельность для него постепенно становится ведущей. Но бывает интерес и удовольствие от учёбы начинают снижаться.

«Не хочу учиться»: как заинтересовать ребёнка учёбой в школе

Фото предоставлено Анной Шмаковой

Стремление ребёнка учиться и достигать учебных целей – важная составляющая образовательного процесса. Хотя немножко полениться время от времени может каждый. Как заинтересовать своё чадо учёбой и создать устойчивую мотивацию разбирался Горсайт.

Что убивает мотивацию учиться

С рождения дети по своей природе стремятся к получению знаний – интересуются окружающим миром, задают много вопросов и не прекращают удивляться. Становясь старше они почему-то перестают поддерживать свой познавательный интерес.

2.jpg

– Мне кажется, что стремление к учёбе на корню убивают учителя и родители, которые, в жажде, чтобы ребёнок получал пятёрки и отлично знал предмет, начинают его «прессовать». Они не акцентируют внимание на знаниях и очень бурно реагируют, когда их ученик не приносит должного результата. Бывает, что учителя, задавая домашнее задание, из раза в раз забывают его проверять. А ребёнок готовился, он ждёт обратной связи, хочет показать тот самый результат, к которому так стремятся взрослые. В ответ – пустота. Вот и снижается мотивация. Зачем ему что-то делать, если это никому не нужно, – считает мама ученика 7 класса одной из частных школ Новосибирска.

Равнодушие

Психологи утверждают, когда ребёнок задаёт много вопросов, а родители начинают от него отмахиваться, со временем он теряет свой познавательный интерес. Тоже самое происходит со школьниками, которые не видят результата своих стараний.

– Действительно, если ученик не ощущает ответного действия учителя, он начинает сомневаться в своих способностях и может потерять интерес к учёбе. У него появляются негативные эмоции, разочарование и апатия. Это нередко приводит к потере интереса в учёбе, – подтвердила практикующий психолог Ольга Баженова.

«Синдром отличника»

Когда родители требуют от ребёнка только «пятерок», у него может сформироваться «синдром отличника». Школьник старается делать всё, чтобы оправдать ожидания родителей.

1.jpg

– Когда я была ребёнком, мои родители готовы были убить меня за двойку или тройку в дневнике. Даже четвёрки воспринимали с укоризной. А на пятёрки не реагировали совсем – это для них было «само собой разумеющееся». Сейчас мне сорок лет, а я до сих пор в процессе работы нервничаю, если не достигаю идеального результата. При этом удовлетворённости от сделанного нет, – посетовала Анна Шевелёва.

Специалисты говорят, что дети, которым приходится добиваться любви родителей оценками, во взрослой жизни не разрешают себе ошибаться и живут в постоянном напряжении.

– У ребёнка с «синдромом отличника» не остаётся места для собственных желаний. И любые неудачи для него становятся стрессом. Родители не задумываются, каковы будут последствия такой требовательности, а ребёнок, находясь в этом, испытывает постоянную тревогу и страх. Страх не справится, стать неуспешным и ненужным своим родителям. Эти отрицательные эмоции блокируют мыслительную деятельность, и ребёнок «скатывается» в плохие оценки, несмотря на все его и ваши старания, – добавила эксперт.

Сравнение с другими

Казалось бы, с одной стороны «дух соревнования» должен подстёгивать и мотивировать на получение отличного результата. С другой – в сочетании с эгоизмом и невежеством он может привести ребёнка к стремлению превзойти, показать, что ты лучше других.

4.jpg

– Когда родители начинают сравнивать своего ребёнка с другими детьми, чаще всего они боятся осуждения со стороны окружающих. Им стыдно рассказывать о неуспехах ребёнка на работе. Стараясь изменить ситуацию, они призывают его к соперничеству. Они не понимают, что настоящая соревновательность благородна. А в связке с тщеславием, гордыней и корыстью она приведёт только к ещё большему эгоистичному проявлению и непринятию проигрыша. Если это случается – «падение» отражается на мотивации, в том числе и в учёбе, – сообщила психолог.

Перенапряжение

Роспотребнадзор рекомендует учащимся с первого по седьмой класс спать не менее 10 часов в сутки, с восьмого по девятый – около 9 часов, после десятого от 8 до 9 часов. При этом на свежем воздухе дети ежедневно должны проводить не менее 2,5 часов независимо от погоды на улице. Считается, что такой режим дня позволит ребёнку избежать эмоциональных перегрузок. Однако этот график в нашей жизни встречается нечасто.

9.jpg

– Моя знакомая помимо учёбы в школе водит своих детей во всевозможные кружки. Они уроки делают поздно вечером иногда до двух часов ночи. Прогулок у них не бывает совсем, даже в выходные дни любую свободную минуту дети стараются усесться в телефоны и хоть как-то расслабиться. А вообще день у них расписан поминутно. Она считает, что ребёнок должен быть постоянно занят, чтобы на глупости не оставалось времени. В итоге учёба в школе посредственная, общение со сверстниками только на переменках между занятиями, мало сна и отдыха, – рассказала мама ученика 7 класса одной из частных школ Новосибирска.

Безусловно, отдавая ребёнка в музыкальную школу, театральный кружок, на дополнительный английский, спортивную секцию и живопись, мы стремимся, чтобы он развивался гармонично. И не замечаем, как из лучших побуждений, загоняем детей в жёсткие рамки.

– Когда у ребёнка нет передышки, он постоянно набегу, это приводит к тому, что ваш школьник начинает кое-как учится. Ему уже не хочется делать уроки, потому что его одолевают усталость и постоянное напряжение. Чтобы этого не произошло, дайте ему два часа в день ничего не делать. Но это не значит, что он должен это время провести за телевизором или компьютерными играми, – посоветовала Ольга Баженова.

12.jpg

Мотивируем правильно

Мотивация бывает двух типов – внутренняя и внешняя. Когда желание учиться характеризуется словом «хочу», школьник сам себя подталкивает к достижению положительных результатов в учёбе. Это внутренняя мотивация. Внешняя направлена на поощрение, ожидание какого-то подарка за свои усилия. В этом случае образование не становится внутренней потребностью для него и родителям придётся искать новые способы «купить» желание ребёнка учиться.

– Мотивация к учёбе – это всегда такой краеугольный камень в образовании. В разные исторические моменты она была характерна своему времени. И всегда возникал вопрос у педагогов: «как сделать так, чтобы дети хотели учиться?» Можно усадить за парту, заставить. Это всё формально. А ведь задача педагога, родителей создать такие условия для школьника, чтобы желание учится стало его внутренней мотивацией, своего рода – посылом, – добавила директор средней общеобразовательной школы №220 Анна Шмакова.

Аниматор или учитель с большой буквы

Сейчас детей очень сложно чем-то удивить. Иногда, чтобы хоть как-то увлечь класс, учитель надевает на себя «маску аниматора». Что ни урок, то шоу. Сил и времени на это затрачивается много, однако коэффициент полезного действия оказывается на весьма низком уровне. Директор школы №220 Анна Шмакова рассказала, какие способы более качественно могут повлиять на внутреннюю мотивацию к учёбе у школьников.

10.jpg

– В первую очередь это личность педагога. Если учитель в своём предмете, в творческом каком-то направлении личность яркая, интересная, живёт тем, что он делает, то и дети вокруг него будут в большинстве своём тоже заряжены этой любовью и мотивированы к изучению урока. Для этого даже не нужна какая-то невероятная материальная или техническая база. Это может быть математика, мел, доска и учитель. И дети будут обожать этот предмет, бежать на эти уроки, потому что учитель с невероятной кладезью знаний харизматичен, как педагог, – пояснила директор школы.

К тому же психологи рекомендуют родителям поддерживать авторитет учителя дома. Для этого в первую очередь все разговоры в семье о педагогах должны быть только в уважительной форме. К тому же важно научить ребёнка нести ответственность за свои действия – если неправ ты, признай это и постарайся исправить.

– Бывает такое, что учитель не совсем прав, ведь от человеческого фактора никто не застрахован. Если ситуация серьёзная, не оставляйте ребёнка один на один с этой трудностью. Постарайтесь встретиться с учителем, корректно прояснить ситуацию. Тогда дети будут чувствовать вашу поддержку и не станут боятся идти в школу, – заметила Ольга Баженова.

Практические способы обучения

Когда в школьной учёбе есть не только уроки и обязательные задания, но место интересам самого школьника, появляется удовольствие от процесса. 

8.jpg

– Образовательная среда и материально-техническая база также играют немаловажную роль в желании учиться. Мы не стоим на месте, стараемся включать детей в практическую организацию изучения предмета. Совсем недавно в рамках дня учителя технологии в нашей школе прошли мастер-классы, в подготовке которых участвовали ученики 8 и 10 классов. Они работали совместно с учителями технологии. Темами стали – «Изготовление фартука», «Беспилотные системы» и «Тыквенный батл» – настоящий кулинарный поединок. Здесь даже форма организации уже мотивирует, – поделилась Анна Шмакова.

7.jpg

Родители

Родители – важные участники в появлении внутренней мотивации ребёнка к учёбе. Здесь каждый из нас должен понять, что ребёнок – это личность со своими потребностями, переживаниями. Нам важно сохранить с ним контакт и выстроить здоровые отношения. Это поможет ему стать увереннее и в жизни, и в учёбе.

– С родителями нужно уметь договариваться, сотрудничать. Им может быть даже сложнее, чем нам. Ведь школа обязывает сама по себе. Дома же родителям непросто, особенно, если усадить ребёнка за уроки очень сложно. Здесь нужно решать совместно с педагогами, что делать. Родителям не надо этого стесняться, бояться. Надо разобраться, почему по такому предмету менее успешно, по другому – вроде бы хорошо, а вот тут совсем не идёт дело. Нужно искать вместе эту причину. А заставлять бесполезно. До поры до времени этот эффект будет работать, через угрозы, наказания, а в какой-то момент эта «сжатая пружина» разожмётся в том месте, где родители вообще не ожидали, – пояснила директор школы.

Постарайтесь создать для ребёнка образовательные возможности вне школы тоже. Придумайте такое совместное дело, где будет и вам, и ему полезно и интересно. Исследовать можно всё что угодно и на любом материале: настольные игры, чтение книг, прогулки по парку, посещение театра и даже совместный просмотр кинофильма. Главное найти повод для диалога и общих открытий.

6.jpg

Онлайн ресурсы

«Тот, кто нам мешает, тот нам поможет». Вспоминая цитату из известного фильма можно сказать, что гаджеты, от которых мы всё время хотим оградить своих детей, могут послужить верной службой в мотивации ребёнка на учёбу. Сегодня много образовательных онлайн ресурсов, на базе которых школьники могут бесплатно узнавать новое, участвовать в конференциях и олимпиадах. Главное, правильно отфильтровать контент.

В школьном обучении достаточно научить ребёнка учиться, быть в постоянном поиске новых знаний. Четвёрки и пятёрки – это, конечно, хорошо. Однако образование – это не только положительные оценки. По словам педагогов, уверенность в себе, устойчивое положительное самоопределение, активность и инициативность имеют большее значение для мотивации к получению знаний.

Ранее Горсайт рассказывал от том, каким должен быть современный учитель.


ОТС-Горсайт в Telegram

Оставляем Только Суть

Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен

ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru

Лещенко рассказал что думает о погибшем Киркорове: новости
Перед смертью отец Илий предсказал вот это: читать всем!
СМИ: Чумакова растерзали в сети все, кто мог за это
В России в доме престарелых была убита бабушка
За что пенсионеры в России могут больше не платить: список
В России женщина получила большой штраф из-за половика.
Российский стендапер, пошутивший про инвалидов, задержан
В парке Казани обнаружено тело мужчины в крови
Белый дом рассказал инсайдерскую инфу про переговоры с РФ
В Чебоксарах люди заметили столбы дыма
Лента новостей