Яндекс Дзен
Общество

Ну вы и сказочники: жители Новосибирска пишут сказки на приёмах у психолога

Сказкотерапия появилась в 1990-е годы. Методика позволяет решить множество проблем в области психологии и психотерапии как у детей, так и у взрослых.

В сказках собрана информация и опыт, которые передавались от поколения к поколению веками. В рассказах, которые, казалось бы, написаны для детей, поднимаются глубокие философские проблемы на уровне, доступном для восприятия и понимания юным читателям.

Сказкотерапия — одно из направлений арт-терапии, в котором специалист и клиент работают с историей. В 2016 году вышел сборник сказок Натальи Риттиной «В нашему лесу». Это первая книга, написанная для детских психологов и воспитателей детских садов, в которой рассказывается о методиках работы с помощью сказкотерапии.

Корреспондент Горсайта побеседовал с психологом, арт-сказкотерапевтом Людмилой Иконниковой и выяснил, что включает в себя методика и почему «Русалочка» и «Золушка» — не лучшие примеры для жизненного сценария. Есть два варианта работы со сказками: активный, когда человек пишет сам, и пассивный, основанный на чтении русских народных или зарубежных произведений. 
 — В русских сказках всегда есть некий вектор. Все мы помним фразу «и жили они и долго и счастливо». Это мощный посыл, который передан нам культурой и историей, позволяющий проходить сложные периоды как в личной жизни, так и в мировых масштабах. Сказка всегда показывает, что завтра будет. Ты будешь жить долго и счастливо, если готов меняться и делать что-то для будущего, — рассказала Людмила Иконникова. 
По словам Людмилы, существует около 40 вариантов создания сказки. Чаще всего, даётся десять предложений на всю историю.

 В основе сюжета может быть герой или ситуация. Клиент пишет свою историю, создаёт персонажей, пересказывает некие события собственной жизни, которые уже произошли или должны произойти. Написанный материал человек анализирует вместе со специалистом. Часто, ответы на некоторые вопросы или пути решения какой-то проблемы появляются ещё в процессе написания текста.
 — Когда мы пишем, основываясь на определенных алгоритмах, мы можем посмотреть на себя со стороны, усвоить некие уроки и даже прописать свою жизнь на завтра или на год вперёд. В коучинге это называется планированием или целеполаганием, — отметила Людмила, — бывает так, что человек хочет прописать сказку будущего, начинает работать над текстом и я понимаю, что он переносит на бумагу проблемы и переживания прошлого. 
Не менее любопытно то, что зная любимые сказки человека, можно понять его жизненный сценарий.
вп.jpg
Это тоже входит в задачи сказкотерапевта. Например, люди, которые в детстве зачитывались «Золушкой» или смотрели мультфильм по мотивам произведения, часто живут в режиме ожидания.
 — Они могут ждать своего принца или какой-то ситуации, которая спасёт их, вытянет из повседневной рутины. Та же самая история с «Алыми парусами». У меня была клиентка, которая с детства любила «Золушку». В свои 60 лет женщина продолжала ждать некого чуда, — добавила собеседница.
Скрытый смысл сказки о несчастной девочке, которая живёт со злобной мачехой, хитрыми сёстрами и слабохарактерным отцом в том, что главная героиня не хочет брать на себя ответственность изменить ситуацию, например, уйдя из дома. А вот мачеха, по мнению Людмилы, персонаж хороший.
—  Когда ребёнок вырастает и наступает момент вхождения во взрослую жизнь, я всегда рекомендую родителям почитать сказки и на время стать сыну или дочери той самой мачехой. В этот момент нужно занять более дистантную, жёсткую позицию, чтобы было проще отпускать ребёнка из родительского гнезда, — подчеркнула Людмила.
Ещё одна детская сказка «Русалочка», которую так любят девочки, это история о жертвенности во имя любви, считает сказкотерапевт. 
 — Причём, здесь мы видим, что героиня любит настолько, что готова жертвовать собой, даже если её усилия останутся незамеченными, — отметила Людмила Иконникова.
Такие произведения Людмила рекомендует не просто читать ребёнку на ночь.
little-girl-reading-g8cb563ae6_1280.jpg
Нужно разбирать прочитанное, вместе анализировать персонажей и их поступки. В детстве эти произведения и снятые по ним диснеевские фильмы или мультфильмы кажутся волшебными, а жизнь героинь лёгкой и красивой. Нередко девочки, да и мальчики вырастают с психотипом золушек, спящих красавиц, русалочек или Покахонтас.
 — Старайтесь читать с детьми не только произведения о «принцессах». Почитайте русские сказки и сказки нардов мира. Научите ребёнка многообразию видения мира, — добавила Людмила.
В своей практике арт-сказкотерапевт чаще прибегает к русским народным сказкам. Людмила уверена, наши сказки это кладезь знаний и мудрых мыслей, которые помогут найти решение многих проблем и дадут мотивацию.
 — Ни одна наша история не заканчивается без награды: и полцарства в придачу. Это о самоценности. Если ты что-то делаешь, ты получаешь награду, — отметила собеседница.
Она уверена, в сказках есть множество инструкций, как выйти из тех или иных бытовых ситуаций. Например, как не допустить развода и вернуть жену или мужа в семью. Просто нужно внимательнее читать и перенимать опыт предков.
ПОДЕЛИТЬСЯ:
Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей