Максим Кудрявцев в должности мэра чуть больше полугода. Легко ли было встраиваться в новый рабочий режим, спросили в прямом эфире журналисты телеканала ОТС.
«Встаю рано, в 5.15. В 5.30 я уже на пробежке, стараюсь делать это каждый день. В среднем пробегаю пять километров, иногда больше, если время позволяет. В 8 часов я в рабочем кабинете. С утра встречаюсь с руководителем единой дежурно-диспетчерской службы, чтобы понять, что произошло за последние сутки, на что надо обратить внимание. Рабочий день в среднем у меня сейчас длится 12 часов, так же, как у большинства членов моей команды. Многие процессы приходится перестраивать, поэтому график достаточно напряжённый. Домой возвращаюсь в начале девятого», – рассказал мэр Новосибирска Максим Кудрявцев в прямом эфире телеканала ОТС.
Команда прошлого мэра проработала почти 10 лет – с приходом нового главы города реорганизация неизбежна.
«Команда мэрии претерпела существенное обновление. Из семи заместителей, пять новых на назначении. И из восьми глав районов тоже три новых управленца – это Дзержинский, Октябрьский район и Центральный округ. И в целом идёт обновление в среднем звене и в департаментах, поэтому процесс ещё продолжается».
Основные принципы, которые градоначальник закладывает в формировании своей команды – это профессионализм, ориентация на результат, умение работать в команде.
«И самое главное – люди, которые приходят в мэрию, должны любить этот город и искренне желать, чтобы он динамично развивался. Из первых регуляционных решений я озвучу реформы в районном звене, в районных администрациях. Так, мы ДЭУ передали непосредственно в подчинение главам районов, чтобы был принцип единоначалия. Есть глава района, и он отвечает за всё, что происходит на его территории. Для этого мы его обеспечиваем человеческими ресурсами, чтобы были дорожные рабочие, инженерный состав, спецтехника. Есть регламенты, по которым вся эта система живёт. ДЭУ уже переданы в районные администрации, сейчас мы контролируем качество уборки, которое происходит на вверенных территориях. В части реорганизации самой структуры мэрии есть два подхода. Первое – решение, которое мэр может принимать непосредственно сам, в консультационном режиме с депутатами городского совета. Такие решения уже тоже реализованы, например, управление контрольно-ревизионной деятельности теперь подчинено непосредственно мэру города Новосибирска. Это структура, которая осуществляет проверки подведомственных учреждений, и первый акт должен попадать на стол мэру. До этого было подчинение первому заму».
После этого мэр принимает управленческие решения, как поступить в той или иной ситуации. Также отдельный блок реформ – это процессы, связанные с взаимодействием с городским советом. Есть часть решений, которые принимает исключительно сессия городского совета.
Дороги отдельно, транспорт отдельно
По мнению градоначальника, департаменту дорог и транспорта приходится решать слишком много задач.
«Сейчас мы полным ходом идём в части разделения департамента дорог и транспорта на два, потому что очень большая доля городских проблем и вопросов находится именно в этой плоскости. Все решения уже приняты, и в феврале у нас будет два департамента, выделенных из одного. Сейчас мы занимаемся структурными процессами и численностью. Также были разделены департамент правовой и кадровой работы, потому что тоже кадры решают всё, и управление кадрами должно находиться в прямом подчинении мэру города Новосибирска».
Как победить пыль
В преддверии своей инаугурации мэра, Максим Кудрявцев обещал навести порядок в городе к 9 мая.
«На момент моего вхождения в должность, когда депутаты оказали мне высокое доверие, основной проблематикой в городе, как отмечали жители, это была пыль и дороги. Поэтому первая задача, которую я поставил перед собой как главой города, убрать город к 9 мая. На мой взгляд, это сделать удалось, мы мобилизовали все ресурсы, которые на тот момент были, и максимально подтянули уборку города к пиковым значениям, именно к этому большому светлому празднику. На тот момент дорожных рабочих, которые нужны в Новосибирске, не было и половины, их было в 2,5 раза меньше, чем по нормативу. После этого мы сделали тщательные расчёты, сколько должно быть спецтехники, сколько дорожных рабочих, сколько людей ручного труда, которые убирают мусор, чистят остановочные павильоны. И сейчас из 400 дорожных рабочих мы прошли цифру 300. Это очень сложный процесс, потому что на всех предприятиях сложно подобрать людей рабочих профессий. И такая проблема не только в нашем городе. Второй компонент уборки – это спецтехника, после 9 мая мы начали отстраивать систему, чтобы это было сочетание рабочих ручного труда, дорожных рабочих, спецтехники и регламентов, по которым эта система живёт. Все элементы этой сети отстраиваются, и в обозримом будущем мы придём к нормативному состоянию».
Два моста
Прошлая команда решила в одно время начать ремонт сразу двух важнейших дорожных артерий – Димитровского и Октябрьского моста. Конечно, город встал. Потом подрядчики подвели. Максим Кудрявцев принял непростое решение – положить «времянку» на зиму на Димитровский мост. И что в итоге с Октябрьским? Ведь в 2025 году ему исполнится 70 лет.
«С мостами проблематика была очень серьёзная. Город находится на двух берегах, тяготение с берега на берег очень большое, это основные транспортные артерии. В этом году мы ремонтировали шесть мостов, но Октябрьский и Димитровский – это самые важные объекты этого года. Димитровский мост был построен в 1978 году, в этом году ему 46 лет. Был заключен двухстадийный контракт: 71 миллион рублей – инвестиции этого года и 555 миллионов – это объём инвестиций года следующего. Но, к большому сожалению, подрядчик не справился со своими обязательствами. Напомню, что мы сознательно пошли на ремонт полосы с левого берега на правый, чтобы полностью не перекрывать движение, потому что Октябрьский мост уже в этот момент был на ремонте. Поэтому нам ничего не оставалось, как расторгнуть договор. Мы прошли непростую стадию, когда можно было получить обременение суда на производство работы и зависнуть на неопределенный срок. К счастью, мы эти все итерации сделали, расторгли договор, и Димитровский мост запустили в шестиполосном движении. Да, его придётся доремонтировать в следующем году, сейчас мы очень ответственно подходим к выбору потенциального подрядчика, проводим консультации, чтобы та компания, которая зайдёт на ремонт в следующем году, сделала это быстро и эффективно, и чтобы люди видели реально работающих людей и видели те изменения, которые происходят.
Октябрьскому мосту в следующем году ему исполнится 70 лет, он 1955 года постройки. Ремонт его начался раньше, в 2022 году, и на это было предусмотрено 2,2 миллиарда рублей. Но и тут, к сожалению, генеральный подрядчик также не справлялся со своими обязательствами. Были приняты абсолютно правильные управленческие решения, когда часть объёма, ровно 1,1 миллиарда передали другим партнёрам, которые включились в эту работу и работали достаточно эффективно. Но, к сожалению, после летнего периода мы увидели, что основной подрядчик месяцами ничего не делает. Мы расторгли договор, перераспределили объёмы, завершили те работы, которые были готовы на тот момент. Часть работ перейдёт на следующий год, не такой большой. Предвижу, что это создаст неудобства горожанам, и опять же мы сейчас рассуждаем над тем, как выстроить процессы, чтобы ремонт и Октябрьского и Димитровского моста прошёл максимально эффективно в короткие сроки. Но с основной задачей, чтобы в зимнее время, когда у нас стеснённые условия из-за погоды, запустить оба моста в шестиполосном варианте, профильный департамент справился».
Отопительный сезон
Зима – время, в которое, по сложившейся традиции, горожане смогут увидеть результаты летней работы коммунальщиков: с наступлением холодов аварий не избежать. Буквально недавно уже было несколько аварийных ситуаций по городу. Насколько сегодня готова система?
«Для нас это задача со звёздочкой. Крупная коммунальная авария, которая произошла в январе этого года, много чему научила. Большой объём инвестиций наши подрядчики и партнёры потратили в модернизацию сети в летний период. Если говорить в цифрах, то это более 70 километров в протяженности труб, 36 из них – это новое строительство. На эти цели было потрачено шесть миллиардов рублей, причём миллиард выделен был именно на очаге аварийности в Ленинском и Кировском районах. Тем не менее, сеть изношена очень интенсивно, и этого объёма, на мой взгляд, недостаточно, чтобы выдерживать те необходимые темпы. Эти темпы надо наращивать. Город в большом количестве разрытий, мы по-прежнему получаем большое количество и плановых, и неплановых ситуаций, связанных с работой сети теплоснабжения. Но мы провели ряд учений, разработали регламенты, выстроили взаимодействие с ресурсоснабжающими организациями, с управляющими компаниями. И эта работа нам позволяет управлять теми процессами, которые происходят на сети. Я напомню, что запуск системы теплоснабжения мы начали 13 сентября. 16 сентября у нас начался отопительный сезон. Сейчас у нас большое количество аварий, каждое утро я анализирую то, что происходит в городском хозяйстве, и мы установили следующий критерий – и по горячей воде, и по отоплению продолжительность аварии не должна превышать сутки. Всё, что уходит за этот норматив, каждый день я анализирую, в понедельник мы обсуждаем это более детально, более широким кругом. Если какой-то объект выходит за этот нормативный срок, туда выезжает единая дежурно-диспетчерская служба, туда выезжают наши коммунальщики и анализируют, что происходит.
Так, 30 октября мы получили очень крупную коммунальную аварию, если помните, 640 домов осталось без отопления. В 6:30 произошла авария, в начале 8 утра было развёрнуто четыре штаба: ЕДДС, ЖКХ, штаб, который работает со средствами массовой информации, штаб районной администрации, чтобы управлять этими процессами. Нивелировали мы аварию в 23:00, в три часа ночи люди ушли с работы, когда система начала заполняться теплоносителем в полной мере. То есть мы смогли эту ситуацию удержать. Это хороший позитивный знак, что команда сработала в абсолютно системном режиме и справилась с этой задачей.
Были и другие крупные аварии, у нас трубы вылетали диаметром 1 000 мм и 500 мм, но мы их проходим. Мы понимаем, что в зимний период, вследствие изношенности сети, аварии будут. Надо, чтобы подрядные организации их устраняли в нормативные сроки, чтобы жители даже не замечали этих процессов, а понимали, что у них надёжное теплоснабжение. Задача очень сложная, и она в максимальном приоритете».
Ранее Горсайт рассказывал, что около 50 домов остались без отопления на Затулинке в Новосибирске.