Яндекс Дзен
Общество

Сейчас всё восстанавливают: жители Казахстана рассказали о своих переживаниях

События в граничащем с Новосибирской областью Казахстане потрясли весь мир. Новости одна страшнее другой  транслировались с экрана, интернет полнился слухами. Было страшно за соседей, но можно только представить, что пережили те, кто оставил в Казахстане родственников. Студенты из Казахстана рассказали о своих переживаниях, а житель соседнего государства поведал, как всё происходило изнутри.

Владимир, житель Павлодара: «Разьярённая толпа атаковала акимат»

казахстан - Усть-Каменогорск 2.jpg

Мой рассказ не будет показательным, так как я живу на севере страны в городе Павлодаре. У нас в городе 5 января разъяренная толпа атаковала акимат – мэрию, и вынесли там дверь. Ещё одна толпа в центре города перекрывала трамвайное движение и раскачивала машины. Но их быстро приструнили.

В течение нескольких дней в Казахстане был заблокирован интернет, и люди не могли снять деньги с карт или расплатиться ими в магазинах. Это было жутко. Также в магазинах не хватало хлеба и других продуктов. Из-за того, что с 23:00 до 7:00 был введён комендантский час, в Казахстане сделали начало рабочего дня на час позже - с 9:00. А вот то, что творилось в Алматинской области, думаю, вы знаете из новостей. Там и было самое страшное смертельное мародерство. Сейчас там до сих пор проблемы с продовольствием и люди боятся выходить на улицы, если не слышат звуки сирен полиции.

Что касается восстановления интернета, то сначала его давали на 2-3 часа в сутки. Все начали сидеть в ватсапе и телеграме. Потом один день не было, и 10 января его дали до 13 часов. А вчера, 11 января, интернет включили, и он до сих пор работает.

Стоит отметить, что всё началось из-за подорожания газа. Так вот, в Алма-Ате цену на газ снизили до 70 тенге, а в Мангыстау до 50 тенге. У нас в Павлодаре он как стоил 115 тенге, так и сейчас стоит столько же.

Рената, студентка НГУ: «Я потеряла связь со своими родителями и друзьями»


Я приехала в Новосибирск из города Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области.  О том, что произошло в Казахстане,  впервые услышала от моих друзей 4 января, когда они написали мне и спрашивали, всё ли так, как передают в новостях. Честно говоря, на тот момент я вообще ничего не слышала о происходящем.

Только 5 января мои родители написали мне, что блокируются соцсети, поэтому они будут поддерживать со мной связь через «ВКонтакте». Это была единственная социальная сеть, которую на тот момент еще не заблокировали. Но 5 января в шесть часов вечера «ВКонтакте» тоже перестал работать. Я потеряла связь со своими родителями и полностью со всеми друзьями из Казахстана. Вообще никак нельзя было узнать, что там действительно происходит. Это было очень страшно.

Связаться с ними я смогла через два дня, когда позвонил мой отец, рассказал, что у них всё хорошо, но интернета не будет, и на данный момент он у них нестабилен, и никто не знает наверняка, как долго это всё будет. Интернет полностью не работал до 9-10 января, впрочем, я не могла связаться со своими родителями даже по смс. Многие из студентов не могли несколько дней дозвониться до своих родителей. Когда я дозвонилась, то первым делом продиктовала номер вахты в моём общежитии, чтобы на случай каких-то экстренных новостей они всегда могли со мной связаться. При этом их звонки доходили до меня чаще. Хотя всё равно суммарно за неделю или больше я говорила с родителями 3-4 раза, хотя обычно мы общаемся каждый день.

Сейчас в городе начинаются восстановительные работы, убираются улицы после этого разгрома. В нашем городе не такие серьезные последствия были как, например, в Алма-Ате. У нас пострадал один из скверов, деревья были использованы в качестве баррикад. Также разгромили одну кафешку, где мы с друзьями любили встречаться. На данный момент всё хорошо, моя семья не пострадала никак от этих событий.

Когда вмешались силовые структуры, ситуация стабилизировалась намного быстрее. У людей появилась какая-то уверенность в том, что теперь они могут не бояться протестующих, сейчас всё успокаивается, чему я очень рада. Надеюсь, что всё так и будет продолжаться.

Алишер, студент НГУ: «Это было действительно страшно»


В первый раз о новостях из Казахстана я узнал из социальных сетей. Практически все новости я брал из Instagram.

Так вышло, что первые новости я практически проигнорировал. Потому что они были о том, что шахтёры города Жанаозена выходят на улицы с чисто экономическими требованиями: повысить им зарплату и снизить цену на газ. Я думал, что в этом нет ничего страшного, что возможно все будет так, как это уже было в 2011 году. Ещё со школы я помнил, что Жанаозен, вероятно, самый реактивный город Казахстана, жители которого готовы больше, чем в других регионах страны, выступать и требовать каких-то экономических уступок.

Я подумал, что так будет и в этот раз. И ошибся, потому что очень быстро эти настроения переросли в политические и перешли на Алма-Ату. Это для меня было неожиданно. Я не помню ни одного перехода события из одного города в другой. И ещё более удивительным было для меня, что в Усть-Каменогорске были тоже митинги, и там привлекали силовиков. Это был один из четырех или пяти городов, на площади которых выезжали танки и выходили толпы полицейских. Это было действительно страшно, так  как мои родные живут в Усть-Каменогорске, который считается самым спокойным городом Казахстана.

Там практически никогда не было митингов. Никто из моих знакомых никогда в них не участвовал, в том числе и в этот раз. Я думал, что всё закончится там, где и началось – на западе страны. Но когда я начал получать новости о том, что в Алма-Ате начинаются массовые беспорядки, о том, что в Усть-Каменогорске призывают на помощь силовиков, а телеканалы «КТК» и «Мир» отключены, мне стало страшно, потому что я понял, что если телевидение захвачено, то дело совсем серьёзное. Потом пошли новости о захвате аэропорта Алма-Аты, стало ещё страшнее. Ведь это не давало возможности вернуться домой запланированными авиарейсами.

Мои родные в безопасности, потому что они живут на окраине Усть-Каменогорска. Сейчас единственные трудности, которые мы испытываем, заключаются в том, что мы не можем связаться друг с другом, так как периодически отключают интернет. Только вчера, 11 января, его включили на весь день. Кроме того, мои родные не могли снять деньги с банкоматов, так как они были пустыми, а карты нигде не принимали, так как отсутствовал интернет.

Слава Богу, что сейчас у них всё хорошо. Что никто из моих родных не пошёл на уличные акции. Они бы и так не пошли, потому что не хотят ни войны, ни какого-либо государственного переворота. Это наводит на мысль, что, вероятно, кто-то из тех, кто выступал в Восточном Казахстане, были либо не коренными жителями, либо теми, кто приехал туда совершенно недавно. Пугает то, что я не могу понять, зачем это нужно. Я не понимаю, зачем люди приезжают в другой город и громят его.

Алина, студентка факультета журналистики НГУ: «В магазинах были огромные очереди»


Я родом из Усть-Каменогорска. О ситуации узнала от мамы, когда она мне скинула видео, как военные ходили под окнами её работы. Она написала, что её отпустили с работы, и что готовится какой-то митинг. После этого связь исчезла, потому что интернет обрубили, всё пропало.

Созванивалась я через телефон девушки из общежития, потому что у неё «Билайн», и в Казахстане в эти дни только он и работал. Так можно было хоть как-нибудь поговорить.

Мама рассказывала, что были слышны выстрелы до трёх часов ночи, что были взрывы, что из водомёта разгоняли людей, что собираются приехать из различных сёл, аулов в город, потому что Усть-Каменогорск – областной центр. Да, я волновалась очень сильно, потому что ты не знаешь, что с твоими родителями, что с семьёй, младшей сестрой, дедушкой, бабушкой… Они не выходили на связь в течение всего дня. У тебя есть только одна возможность вечером позвонить – это буквально пять, семь минут. Этого хватало на то, чтобы спросить, всё ли хорошо, есть ли деньги на продукты. Была прекращена выдача денег в банкоматах. Продукты в магазинах были, но были и огромные очереди. На некоторое время приостановили поставки.

Мама рассказывала, что они нашли заначку у младшей сестры и на неё купили продукты первой необходимости. В принципе, всё прошло более-менее спокойно, тихо, мирно. С понедельника 10 января родственники уже вышли на работу. Но до сих пор действует комендантский час. Интернет теперь есть на постоянной основе. Можно списаться, дозвониться.

Правда, в городе остаются танки, военные. Оцеплены важные государственные объекты. В основном, город никак не пострадал. Были только выбиты стёкла в акимате – мэрии, да подожжены несколько полицейских будок и кофейня, которая рядом с ней стояла.

Почему я переживала? Моя семья живёт в центре города, то есть, они были в центре событий. Но теперь всё хорошо в городе, все в безопасности. Усть-Каменогорск взят под контроль государства.

Фото с сайта ©inbusiness.kz


ПОДЕЛИТЬСЯ:
Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Смотрите также

Лента новостей