Иногда родители считают, что систем безопасности автомобиля и уверенного вождения с соблюдением правил дорожного движения достаточно, чтобы спокойно передвигаться по городу и трассе. А детское автокресло – это ненужные траты денег и полезного пространства машины. Почему это не совсем так и как удерживающее устройство помогает спасти жизни миллионов детей во всём мире разбирался Горсайт.
Конструкция хорошего кресла – это своего рода маленькая капсула безопасности. Она способна максимально оградить вашего ребёнка от тяжёлых травм. По словам специалистов, удерживающая система для передвижения юных пассажиров в любом транспортном средстве должна соответствовать Европейскому стандарту ЕСЕ 44.
Статистика детских травм
– По данным Городской детской клинической больницы скорой медицинской помощи за 10 месяцев 2023 года в стационар обратился 201 ребёнок после ДТП. Из них в 50 случаях дети были пассажирами транспортного средства: 41 пассажир легкового автомобиля, в 9 пассажиров автобуса. Как правило, это были дети с сочетанными травмами. Во всех случаях в легковых автомобилях дети были фиксированы в автокреслах или ремнями безопасности. Смертельных исходов в стационаре, в данных случаях, не было, – сообщил главный врач Городской детской клинической больницы скорой медицинской помощи Новосибирска Ростислав Заблоцкий.
Правила перевозки детей
Согласно правилам дорожного движения, несовершеннолетних пассажиров перевозить можно исключительно в салоне легкового автомобиля или в кабине грузовика. Кузов машины или прицеп – плохая идея для транспортировки детей. К тому же это запрещено законом. Как и то, если вы решили прокатить своё чадо на заднем сиденье мотоцикла. В этом случае придётся подождать до его тринадцатилетия. Детей младше 12 лет подвергать такой опасности нельзя.
– В соответствии с пунктом 9 «Правил дорожного движения» перевозка детей в возрасте младше семи лет в автомобилях, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и удерживающая система «Isofix», должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем, соответствующих весу и росту ребёнка, – пояснил исполняющий обязанности начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Константин Шкабарня.
Используя те же системы защиты, вы имеете право усадить ребёнка с 7 до 11 лет включительно на переднее сиденье легкового автомобиля. При этом специалисты рекомендуют отключить подушку безопасности, которая в случае ДТП только навредит маленькому пассажиру.
Перевозка детей на руках строго запрещена
Иногда заботливые мамы считают, что усадить ребёнка к себе на колени во время езды в автомобиле, гораздо безопаснее, чем использовать кресло. Однако это мнение совершенно ошибочное. Перевозить детей на руках категорически запрещено. В момент столкновения вес малыша увеличивается в 20, а то и 30 раз. Ни один взрослый не удержит в руках юного пассажира.
Непристёгнутый ребёнок может спровоцировать аварию
Во время езды в автомобиле свободное «путешествие» ребёнка по салону отвлекает водителя от дороги и создает большую опасность для всех участников движения. Не говоря о том, что резкое торможение или какой-нибудь неудачный манёвр могут травмировать ребёнка, а в случае дорожно-транспортного происшествия привести и к более печальным последствиям.
– Мы всегда обычно ездим с креслом, но однажды забыли его в другой машине, и муж вместе с ним уехал на работу. Пришлось везти в детский сад так. Это был сущий кошмар. Ребёнок нормально сидеть не хотел, постоянно пытался открыть двери и окна, благо они у нас заблокированы. Всё это сопровождалось слезами и криками. Какое тут спокойствие и нормальная езда. Больше мы такого не допускаем. С креслом удобно: посадил в него ребёнка, ему привычно, комфортно, всё видно. В пути он может и книжку полистать, и перекусить, и поспать, – рассказала мама-водитель Анна Хоменкова.
Перевозка детей в автобусе
Если с автокреслом в автомобиле всё более-менее ясно, как быть с общественным транспортом. Там не только детские кресла, но ремни безопасности не предусмотрены.
– Согласно пункту 5.1 «Правил дорожного движения Российской Федерации», ребёнок считается пассажиром общественного транспорта, а потому при движении должен быть пристёгнут ремнём безопасности на месте для сидения, если он предусмотрен конструкцией. При этом, на основании Технического регламента таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств», ремнями оборудуются те автобусы, в которых предусмотрена только перевозка пассажиров сидя, – сообщил Ростислав Заблоцкий.
При том в июле 2017 года из «Правил дорожного движения» исключили требование об использовании детских удерживающих устройств в автобусах. Это значит, что перевозка детей, зафиксированных при помощи штатных ремней безопасности, в этом случае не считается нарушением. Константин Шкабарня пояснил, что наличие ремней обязательно в автобусах при перевозке пассажиров в междугороднем сообщении. Поэтому в общественном транспорте, курсирующем в городской черте, такие удерживающие устройства не предусмотрены. В этих случаях главное соблюдать элементарные правила поведения.
– Нельзя отвлекать водителя во время его работы. Нужно обязательно держаться за специальные ремни, поручни. В транспорте лучше стоять лицом в сторону по ходу движения или вполоборота. Не стоит останавливаться около дверей, тем более высовываться из окон на ходу или дверей при начале движения, – добавил Ростислав Заблоцкий.
Обязательно выходите из общественного транспорта впереди ребёнка, чтобы предотвратить его падение под колёса автобуса либо возможность выбежать на проезжую часть.
Штраф за нарушение
– Если говорить о нарушениях правил дорожного движения с начала 2023 года, то за девять месяцев по части 3 статьи 12 – нарушение требований правил перевозки детей, был составлен 7 021 протокол. Это влечёт наложение административного штрафа на водителя в размере трёх тысяч рублей, на должностных лиц – 25 000 рублей, на юридических лиц 100 000 рублей, – заявил исполняющий обязанности начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Константин Шкабарня.
Как ребёнка защищает автокресло
Одна из основных функций кресла – защита ребёнка при фронтальном столкновении. Кресло не позволяет маленькому пассажиру вылететь вперёд – в приборную панель, лобовое стекло или спинку переднего сиденья.
– Автокресло также защищает от удара сбоку. Взрослые пассажиры, сидящие на заднем сиденье возле окон, ограждены боковыми подушками или шторками безопасности. Но маленький рост ребёнка просто не оставляет ему шансов: при боковом ударе дети чаще всего получают переломы рук и черепно-мозговые травмы. Для защиты от этого детские автокресла делаются в формате «ковшей», – объяснил главный врач скорой медицинской помощи.
К тому же при резком торможении или повороте даже без столкновения, при одном только маневрировании, ребёнка без автокресла будет бросать по всему салону. Хорошие же модели кресел имеют встроенные демпферы и специальные наполнители, поглощающие энергию удара.
Фиксация по трём и пяти точкам
– В кресле малыша надо фиксировать по пяти точкам. Таким образом нагрузка при внезапном торможении снижается, а накладки на ремнях смягчают рывки. Обычный трёхточечный ремень, без специальных направляющих в детском автокресле не даёт такого эффекта, тем более что совсем маленького ребёнка с недостаточно окрепшим скелетом он скорее покалечит, чем спасёт. Бустеры – это накладки на сиденья, предназначенные для детей старшего возраста. Они нужны для того, чтобы трёхточечный ремень при фронтальном ударе не соскальзывал ребёнку на горло. При росте до 150 см стандартные ремни не могут правильно распределять нагрузку и часто становятся причиной серьёзных травм, – заметил врач.
Правильное положение спины
Обратите внимание, что грамотно подобранное автокресло обеспечивает правильное ортопедическое положение ребёнка любого возраста. Обычные сиденья в автомобиле для детей не совсем удобны: ножки не сгибаются в коленях и нет опоры под поясницей.
– Специальная конструкция кресла максимально снимает нагрузку с позвоночника и суставов, даже если малыш в нём уснул. Поскольку кресло поднято над уровнем сиденья, малышу открывается лучший обзор на разные машинки и коровок за окном, он не будет привставать на сиденье и не устанет даже в долгой поездке, – рассказал Ростислав Заблоцкий.
Размещение и установка автокресла
Устанавливайте в автомобиле детские удерживающие устройства и размещайте в них детей в соответствии с руководством по эксплуатации. Они могут крепиться с помощью ремней безопасности или системы «Isofix».
На каком именно месте должно стоять детское автокресло – за водителем, посередине заднего сиденья или за передним пассажирским – никак не регламентируется. По словам специалистов, безопаснее всего поместить его за водителем.
Перевозка детей до года
В первые месяцы жизни малыша для транспортировки используйте автолюльку с маркировкой «0». В ней ребёнок будет лежать горизонтально и удерживаться специальными ремнями. Само устройство ставьте на заднее сиденье боком, перпендикулярно ходу движения. Специалисты утверждают, что перевозить ребёнка можно и на переднем сиденье, но при этом он обязательно должен лежать спиной по ходу движения.
– Это объясняется тем, что при столкновении на скорости 50 километров в час нагрузка, воздействующая на его шею, будет эквивалентна 180-220 килограммам. Если малыш сидит лицом назад, нагрузка уменьшается до 40-60 килограммов. Повреждения шейного отдела у детей часто приводят к инвалидности или смерти. Поэтому рекомендуется устанавливать кресло против хода движения: при ДТП голова получает поддержку, и ребёнок не травмируется. При этом автокресло защищает его от летающих обломков в автомобиле, – предостерёг главный врач Городской детской клинической больницы скорой медицинской помощи Новосибирска Ростислав Заблоцкий.
Перевозка детей с года до семи лет
Если вашему пассажиру нет и семи лет, обязательно используйте детское автокресло, соответствующее его росту и весу. При этом перевозить вы можете его лицом по ходу движения и на переднем сиденье автомобиля, и на заднем.
Перевозка детей с семи до двенадцати лет
– Детей от 7 до 12 лет на заднем сиденье машины разрешается перевозить не только в детских автокреслах лицом по ходу движения, но и с использованием штатного ремня безопасности, если их рост выше полутора метров. На переднем сиденье авто несовершеннолетний должен обязательно размещаться в специальном устройстве, – сообщил эксперт.
Если вашему ребёнку ещё нет 12 лет, но его рост выше 150 сантиметров, а вес больше 36 килограммов, то ему можно пристёгиваться стандартными ремнями безопасности на заднем сиденье автомобиля. Это не нарушает норм, предписанных правилами дорожного движения.
Перевозка детей после 12 лет
– С 12 лет детское кресло подростку не требуется. Однако если школьник ниже полутора метров, то использовать удерживающее приспособление всё-таки придётся, пока юный пассажир не вырастет. Также стоит обращать внимание на вес. Ребёнка можно пристёгивать ремнём, если он весит более 36 килограммов. При соответствующем росте от полутора метров его можно усадить на переднем сиденье без удерживающих устройств, пристегнув лишь стандартными ремнями безопасностями, – добавил специалист.
Несмотря на многочисленные рекомендации и предостережения некоторые родители рискуют здоровьем и жизнью своих детей, рассуждая, что в их детстве автокресла не применялись, и с ними ничего страшного не случилось. Однако эти взрослые почему-то забывают, что времена меняются и за последние десятилетия количество автомашин на дорогах выросло в десятки раз. Да и общество в целом стало менее ответственно относится к законам и правилам. Всё в этой жизни зависит от нас – какую цену готовы мы заплатить, используя или не используя детское автомобильное кресло.
Следите за новостями Горсайта и вы узнаете, как правильно выбрать автокресло для своего ребёнка.
Ранее Горсайт сообщал о том, почему нельзя пренебрегать ремнём безопасности.