Обвиняют в пьянстве
Алексей воспитывает детей 12, 10, 6 и 5 лет. Два года назад его супруга и мать малышей умерла. Мужчина справлялся с ними один, но потеря близкого человека его надломила. Он стал выпивать. Затем познакомился с Еленой*. Женщина переехала к нему в частный дом и стала помогать по хозяйству. По словам Алексея, она смогла заменить детям мать.
«В начале этого года я закодировался, у меня есть все справки. С тех пор не пил, всегда идеально трезвый. Гражданская супруга тоже не употребляет спиртное. Но органы опеки сели мне на шею. Каждый раз, когда приезжали к нам, твердили, что я пьяный и что заберут у меня детей. Малыши их боялись, прятались», — рассказывает Горсайту Алексей.
По словам мужчины, местные органы опеки и попечительства обратили внимание на его семью два года назад, после смерти жены. С тех пор сотрудники периодически стали их навещать. Как утверждает Алексей, им кто-то писал доносы на его семью.
«Кто-то им постоянно звонит, но я не знаю, кто именно. Говорят, что у меня тут гулянки. Жалуются, что мы пьём. Но никогда ничего подобного не было. И у них нет доказательств этому. Я пью лекарства после серьёзной аварии, но они запах от препаратов принимают за алкоголь. У опеки нет освидетельствований, что я хоть раз был нетрезвый», — отмечает Алексей.
Фото: предоставлено Алексеем. Так выглядят их жилищные условия
Сибиряк вспоминает инцидент 25 апреля. Тогда у него был день рождения. Сотрудники органов опеки приехали к ним для проверки. Алексей уверяет, что тогда болел, у него была температура 39 градусов. Состояние мужчины сочли за опьянение.
«Их приехало человек 12. Говорили мне: „Ты пьяный“. Я им отмечал, что у меня температура. Из-за плохого самочувствия не мог стоять. После их отъезда сразу же вызвал скорую помощь. У опеки всегда один аргумент — нетрезвый, детей заберём», — жалуется мужчина.
Алексей рассказывает, что ему также предъявляли претензии за условия, в которых живут дети. Но, по словам мужчины, у них в доме всегда чисто и убрано.
«У нас каждый день еда сварена. У детей есть спальные места. Не спорю, в зале надо сделать ремонт. Только эта комната осталась, в остальных я сам всё обновил. Морозильная камера стоит на 30 литров, заполнена мясом. Холодильник высокий, двухкамерный», — отмечает Алексей.
Фото: Алексей показывает, что холодильник и морозильник в их доме заполнены едой
Он прислал в редакцию кадры из дома, чтобы продемонстрировать условия. Также мужчина добавил, что работает неофициально на пилораме своего друга, есть и дополнительный заработок. Детские пособия тратит на малышей. Уже почти докупил им всё необходимое к школе, у старших сыновей есть телефоны.
Изменил ситуацию в семье суд. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Усть-Таркского района подала иск об ограничении Алексея в родительских правах на полгода. Открытое заседание прошло 8 июля. По его итогам, суд удовлетворил требование комиссии. На основании исполнительного листа детей забрали из семьи и отвезли в Усть-Тарскую ЦРБ.
Не предоставили доказательств?
Алексей с вынесенным решением суда не согласен. Он считает, что оно необоснованно и принято с рядом нарушений. Многодетный отец подал апелляцию.
«Во время разбирательства суд не опросил ни одного свидетеля и не учёл мнение моих детей 10-ти и 12 лет. Также не приняли во внимание мои ходатайства. В материалах дела отсутствуют какие-либо медицинские документы, которые бы подтвердили факт алкогольного опьянения. Меня даже не стали слушать. У них уже всё было решено. Я не знаю, как с этим бороться. Написал в прокуратуру, соцзащиту, в областные ведомства. Даже обратился к президенту», — отмечает Алексей.
Детей у мужчины забрали 9 июля. По его словам, старший сын на следующее утро сбежал домой. Он якобы плакал и говорил, что не хочет обратно. Но мальчика забрали в сопровождении полицейских.
«Малыши плакали, когда я им звонил. Но теперь связи с ними нет. Они отобрали у них телефоны. Заставили подписать какие-то бумаги — мне об этом старший сын рассказал. Теперь их хотят в другую семью отдать, пока я ограничен в родительских правах. Решение суда ещё в силу не вступило, но они уже так действуют. И меня не лишали прав, я могу с детьми говорить. Не знаю, что творят. Буду бороться за детей», — отмечает мужчина.
В отделе органов опеки и попечительства администрации Усть-Таркского предоставили официальный ответ на запрос Горсайта по ситуации в многодетной семье. Версия ведомства отличается от того, что рассказывает Алексей.
Комментарий отдела опеки и попечительства
Многодетная семья находится в поле зрения служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с 2016 года, когда Алексей с тогдашней супругой Лидией* переехал в село Усть-Тарка. Их сразу же поставили на учёт как семью, находящуюся в социально-опасном положении. Ранее они уже состояли на проф. учёте по прежнему месту жительства.
В 2019 году ситуация в семье улучшилась, с учёта их сняли. Но в 2020-м снова поставили, так как участились случаи употребления Алексеем и Лидией спиртных напитков. В 2022 году мать четверых детей умерла, а отец стал сожительствовать с Еленой. Как утверждают в ведомстве, после этого стали поступать жалобы от соседей семьи. Сельчане утверждали, что Алексей и Елена выпивают и скандалят. Но потом на какое-то время ситуация снова нормализовалась.
Фото: предоставлены Алексеем
В конце 2023 года пара снова начала устраивать застолья. Во время посиделок сибиряки ругались. Всё происходило в присутствии детей. Несовершеннолетняя дочь Елены после очередного скандала ушла проживать к бабушке. Та направила иск в суд в отношении своей дочери Елены с требованием ограничить её в родительских правах.
В суде установили и доказали, что Елена и Алексей выпивали до шести дней подряд, потом делали перерыв и снова уходили в запой. Несовершеннолетняя дочь Елены во время разбирательств заявляла, что Алексей мог поднять руку на детей и её мать. Девочка отмечала, что вернётся к Елене, если та прекратит отношения с сожителем и бросит пить. Но ситуация не менялась. Суд удовлетворил требования бабушки. Елена решение не обжаловала.
Параллельно происходящему проводилась профилактическая работа в отношении семьи, но взрослые на неё не реагировали.
В марте 2024 года суд уже рассматривал иск на ограничение Алексея в родительских правах. Причиной было ненадлежащее выполнение родительских обязанностей. Тогда сибиряк смог реабилитироваться: он прошёл лечение от алкогольной зависимости, создал все необходимые условия для содержания и воспитания детей, прекратил отношения с Еленой.
Фото: предоставлены Алексеем
В суде тогда предупредили отца, что ему нужно менять жизнь и начать активно заниматься детьми. Но с апреля снова начали поступать сообщения о пьянстве Алексея. Также мужчина оставил детей без присмотра в доме с печным отоплением. Он уехал в Новосибирск к Елене. Когда ему позвонили, он вернулся к детям. Вскоре сибиряк снова съехался с возлюбленной.
8 мая проверяющие посетили семью. Сибиряки были пьяны, вели себя агрессивно и оскорбляли сотрудников полиции.
«У них была шатающаяся походка, от обоих исходил явный запах спиртного. Алексей не отрицал, что употреблял спиртные напитки с Пасхи. На беседы и уговоры они не реагировали. На полу на кухне в пакете находилось большое количество пустых бутылок из-под водки. Было обнаружены кучи грязного детского белья. Алексей заявлял, что имеет право отметить праздник. На предложение проехать на медосвидетельсвование мужчина ответил отказом в нецензурной форме», — говорится в ответе органов опеки.
Тогда же Алексею напомнили о предупреждении суда. Но отец семейства заявил, что переедет из села, и органы опеки его не найдут.
С апреля по июль специалисты не могли в полном объёме контролировать семью. Алексей препятствовал проверкам, не давал установить состояние детей. При этом сотрудники опеки за этот период четыре раза заставали мужчину в нетрезвом виде, фиксировали наличие пустой бутылки от спиртного и отсутствие в доме еды.
«Алексей и Елена не трудоустроены, доходов не имеют. Подтвердить факт наличия заработков отец детей не смог. При посещении семьи он всегда находился дома. Проживают на детские пособия, а также на пенсию по потере кормильца, которую получают дети по случаю смерти матери. На эти средства приобретали всё нужное для дома, а также спиртные напитки», — утверждают в отделе опеки и попечительства.
Фото: Алексей выращивает на огороде овощи для семьи
В ведомстве отметили, что в 2024 году Алексея неоднократно привлекали к административной ответственности по статье «Неисполнение родителями обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних». Так, 14 февраля он получил предупреждение, а 26 апреля, 8 мая и 27 июня ему выписывали штрафы.
Все перечисленные обстоятельства стали поводом для подачи иска в суд для ограничения отца в родительских правах. После удовлетворения требований детей передали в замещающую семью под предварительную опеку. Отмечается, что это опытные люди, которые воспитали более 10 приёмных детей.
«Прожив у них пять дней, дети стали называть приёмных родителей „мамой“ и „папой“. Адаптацию проходят нормально. Старший сын Алексея говорит, что отец вряд ли сможет исправить сложившуюся ситуацию и восстановиться в родительских правах», — указано в ответе ведомства.
Специалисты добавили, что решение суда пока не вступило в законную силу и Алексей ещё может обжаловать его. После того, как оно вступит в силу, отец также может направить иск. Ему потребуется доказать, что основания, из-за которых он был ограничен в родительских правах, отпали. Так, необходимо создать нормальные условия для проживания детей, пройти лечение от алкогольной зависимости, изменить в лучшую сторону свой образ жизни.
Комментарий юриста
Новосибирский юрист Константин Зиновьев в беседе с Горсайтом прокомментировал ситуацию в семье и рассказал, как Алексею вернуть детей.
«По статистике суд апелляционной инстанции удовлетворяет жалобы в 20% случаев. Отца ограничили в родительских правах на полгода. Снять эти ограничения можно только в судебном порядке. Учитывая сроки прохождения этих процедур, ему понадобятся те же самые сроки на снятие ограничений», — отмечает юрист.
Константин Зиновьев добавляет, что в такой ситуации нужно показывать себя хорошим родителем и порядочным членом общества перед органами опеки и попечительства. Необходимо подтверждать, что человек не пьёт и ведёт нормальный образ жизни.
«Если суд пришёл к решению ограничить его в родительских правах, значит, были основания. То, что ситуация дошла до этого, вина отца. Если по истечении полугода ему вернут детей, но он продолжит вести себя по-прежнему, опека может поставить вопрос о полном лишении родительских прав. Ему нужно это учитывать, если он, действительно, хочет воспитывать малышей», — заключил эксперт.
У Алексея забрали детей на полгода, но у него всё ещё есть шанс доказать, что он способен быть заботливым отцом. Об этом говорят и сотрудники опеки, и юрист. Тем более весной ему уже удавалось показать суду, что он хочет и готов меняться. Всё зависит именно от него.
*имена героев изменены из этических соображений