С одиннадцатиметровой высоты крановщица Валентина Кроттер наблюдает за работой цехов сервисного локомотивное депо Карасук, входящее в ООО «ЛокоТех-Сервис». По команде стропальщика она переносит многотонные агрегаты и оборудование с одного места на другое. За десяток лет женщина научилась легко и уверенно спускаться по узким металлическим ступенькам с высоты, где находится её рабочее место вниз. Шутит, что никогда не мечтала работать на железной дороге, мол, так получилось. Тяжёлая техника пришлась ей по вкусу. Возможно, потому, что выросла в семье с двумя братьями. С детства в свободное время, когда старший брат с друзьями ремонтировал мотоциклы, крутилась вокруг них, быстро выучила все ключи и знала их назначение. В школе ей нравилась литература, но с такой же лёгкостью давались математика, черчение, геометрия.
А потом поступила в Карасукское педагогическое училище, окончила, даже с десяток лет отработала в детском саду. Решила сменить сферу деятельности, ушла. Подруга позвала на железную дорогу, в депо, здесь же слесарем трудился муж Валентины, поэтому сложные названия оборудования и деталей у неё были уже на слуху. В тот момент, в 2007 году, свободных вакансий не было, предложили начинающей железнодорожнице пойти мойщиком-уборщиком. Согласилась. Специальными растворами Валентина Кроттер обтирала отремонтированные агрегаты локомотивов от масла и дизельного топлива. Однажды попросилась у знакомой прокатиться на погрузчике, на котором та перевозила по цеху грузы. Как-то легко поняла, как управлять немудрёной техникой. Потому предложили Валентине пройти курсы водителей электротележки. Учила её наставница Галина Солодун, немногословная женщина показала пульт управления, раз провезла груз и поставила Валентину на тележку, сама же молча шла рядом и наблюдала. Долго учить бывшую мойщицу не пришлось. Вскоре заняла место ушедшей на пенсию Галины Валентиновна
– Помню, как первый груз самостоятельно повезла. Со слесарем подъехали к крану, загрузили на тележку агрегат. Так волновалась, у меня спина мокрая была. Но потом уже моталась по цехам. Это стало моей повседневной работой. Электротележка – несложное оборудование: педаль тормоза нажала – остановилась, отпустила – поехала. Скорость небольшая – пять километров в час. Габариты чувствовала хорошо, – рассказала она.
Перевозила груз, а сама с любопытством наблюдала за крановщицами. Через восемь лет, в 2015-ом, когда предложили занять место в кабине крана, то, не раздумывая согласилась, удивив своим решением и мужа-железнодорожника, и взрослых детей. Выучилась, и около десяти лет смотрит со своего рабочего места, с одиннадцатиметровой высоты, вниз, на локомотивы и грузы. И если на электротележке поддавались ей агрегаты до двух тонн, то здесь с лёгкостью поднимает до десяти тонн.
– Работа здесь ответственная – внизу люди, оборудование. ЧП у нас никогда не было. Мои глаза внизу – это стропальщик, он груз захватит стропами и командует, а я уж контроллерами, такими небольшими джойстиками, поднимаю и несу. Ребята опытные, мы понимаем друг друга с полуслова, здесь по-другому нельзя, – сказала крановщик.
В цехе сервисного локомотивного депо, к удивлению, практически женский коллектив. Руководят двенадцатью крановщицами мужчины – главный инженер и главный механик, мастер, и бригадир. На уличный полноповоротный стрелочный кран, который передвигается по железнодорожным путям, путь для женщин пока закрыт, ими управляют мужчины.
– Я не считаю, что это только мужская профессия. Но мы, женщины, более ответственные, бережнее относимся к людям, работающим внизу, к грузу. Самое простое, услышу, что кран работает как-то не так, остановлю и вызову слесаря, чтобы проверил и устранил неисправность. Даже наши мужчины отмечают в нас особую внимательность. Вместе с мужем у нас пятьдесят лет стажа на предприятии железной дороги, – добавила о своей профессии Валентина Кроттер.
Сложно было бы представить её за вышивкой или ажурным вязанием. Как хозяйка может Валентина и строчку на машинке сделать, и носки связать, но радуется, когда в очередную смену поднимается по металлическим ступенькам под потолок железнодорожного депо и включает свою многотонную машину.