В Карасукском сервисном локомотивном депо гордятся главным – преемственностью поколений. Здесь вместе работают те, кто учился у слесарей советской эпохи, и те, кто пришёл совершенно недавно.
«Кардиолог» железного сердца локомотива
Бывшему литейщику металла огромного Новосибирского завода повезло, он в Карасуке нашёл работу по душе. Юрий Беляев, выполняя одну и ту же производственную операцию, видит в ней что-то новое. Пришёл в электромашинный цех и трудится здесь 22 года.
Первый трудовой опыт Юрий набирал плавильщиком цветного литья литейного цеха Новосибирского завода «Сибсельмаш». Как шутили с коллегами, работали на оборону страны. Лил латунь из цинка, меди и кремния. В печь закидывал 1 300 килограмм металла по «рецепту» и «варил» сплав. В день на двух печах выполнял 12-13 плавок. Нагретый до 1 100 градусов металл сливал вниз, где его коллега готовил слитки-заготовки. И так семь лет на одном месте, а в непростые 90-е с молодой женой решили уехать в село, на малую родину супруги в Карасукский район. Несколько лет поработал электриком на элеваторе, в 99-ом даже торговал обувью на рынке и мечтал о серьёзной работе на крупном предприятии.
Однажды знакомый рассказал в вакансии в депо, тогда сюда попасть было сложно. И 22 июня 2000 года Юрия Беляева приняли в коллектив слесарем по ремонту подвижного состава. Несколько лет он разбирал и собирал в депо тяговые электродвигатели локомотивов. Наставниками стали Андрей Райн и Владимир Бисенбаев. Однажды, старший мастер Эдуард Кравченко, или как его называли – Никонорыч, предложил пойти испытателем, Юрий согласился. На 20 лет стал «кардиологом» железного сердца мотора. Выискивает сбои, ставит точный диагноз и передаёт агрегат мотористам.
– Моя задача – угробить мотор. Бывает, что брак невидимый. Поэтому необходимо его испытать: поставить оборудование под напряжение в 950 вольт и 880 ампер. Только так определяется слабое место. Чтобы работать здесь, нужна ответственность и внимательность. Сам компьютер за меня задачу не выполнит, им я руковожу, – рассказал Юрий Беляев.
За два десятка лет в электромашинном цехе местного депо, а последние десять лет – «ЛокоТех», ему до сих пор интересно, и каждый день все другое.
– На одном двигателе одна из перемычек отпаялась, в другом – ламель из 348 имеющихся в якоре перегрелась. В день два мотора исследую, – добавил испытатель тяговых электродвигателей.
Добрым словом вспоминает наставников, а также своих учеников. Их у него было пять новичков-напарников. Последний не так давно уехал в Норильск, где работает в огромном депо. Звонит и всегда благодарит за опыт.
– На знания я не жадный, пусть учатся. Я – один из немногих, кто пришёл в депо, в электромашинный цех, и отработал 22 года. Обычно человек переходит из цеха в цех, пока не найдёт своё. «ЛокоТех» получил хорошую производственную базу и коллектив из нескольких поколения опытных работников. Традиции депо делают нас одним целым, – добавил он.
Безопасность производства в женских руках
За 10 лет работниками сервисного локомотивного депо «Карасук» отремонтировано 20 140 секций электровозов, 6 505 секций тепловозов. Результаты положительной работы зависят от деятельности каждого работника. В том числе от состояния пожарных установок, кранов. Ежедневно ответственными работниками депо производится более 100 операций по перемещению грузов. Именно поэтому в депо просто необходим специалист по пожарной и промышленной безопасности.
У инженера по пожарной и промышленной безопасности Оксаны Оробец семейный железнодорожный стаж давно насчитывает около 300 лет. Выросла в семье железнодорожников. Бабушка была дежурной по станции, дед – путеец, папа и дядя – машинисты, мама – инженер по обучение в депо, а при разделении предприятия продолжила работать в «ЛокоТех-Сервис». Росла Оксана в то время, когда дети могли свободно прийти к родным в любой цех. Жила рядом со станцией Карасук-III, где бабушка трудилась дежурной по станции. Бегала к ней, чтобы наблюдать за сигнальными точками-локомотивами на большом экране. А брат с папой часто катался в кабине поезда до станции Иртышской, а потом делился впечатлениями.
– У меня всё детство прошло возле железной дороги. Мы ходили на речку по путям. Локомотивные бригады на «тээмочках» притормозят на перегоне, и берут нас с собой. Мы в рацию могли спросить время у дежурного. Я засыпала и просыпалась под стук колёс, даже не замечая этого, – рассказала Горсайту Оксана Оробец.
И выбрала для себя непростую профессию железнодорожника. После школы поступила в ОмГУПС на механический факультет «Вагоны и вагонное хозяйство». В группе были в основном парни, но специальность Оксане нравилась. В студенчестве вышла замуж за будущего работника стальной магистрали, и железнодорожный стаж её семьи в разы увеличился. У Михаила в депо, а ныне «ЛокоТех», трудился отец. Самого же молодого человека отличало от других парней характерные для железнодорожников черты – дисциплинированность, упорядоченность, логичность.
После вуза вместе пришли в коллектив сервисного депо. С 2012 годы Оксана начала свою трудовую жизнь в должности техника-паспортиста локомотивов. Бумажная работа по оформлению документации не впечатлила, но помогла набраться опыта и вжиться в коллектив. Вскоре перевели технологом. Её задача была отвечать на запросы по замечаниям, допущенным машинистам. Здесь требовался большой практический навык ремонта техники и выхода из строя оборудования, понимание причин нарушений. Последние три года она отвечает за пожарную и промышленную безопасность.
– Это моё, мне нравится. На производстве не было даже ситуаций, которые могли бы привести, например, к пожару или трагедии. Всё просто – безопасность здесь проверяется ежедневно. За станком – работники и мастера, а в целом на предприятии – я. Зона моей ответственности – это и краны мостовые, и оборудование, и здания. Полученные знания в вузе оттачивала с опытом на предприятии, – добавила инженер пожарной и промышленной безопасности.
Преемственность на железной дороге – это незыблемая традиция, поэтому мастер участка и её наставник Виктор Шеряев помогал освоить все нюансы в профессии. С улыбкой они вспоминают случай – одну из первых её проверок. Скрупулёзно готовилась Оксана – расспрашивала наставника, уточняла. Во время проверки цеха увидела нарушение, озвучила, а мастер повернулся и молодым слесарям сказал: «Учитесь, вот девушка всё знает, а вы не заметили. Вот так надо изучить свой цех, как наш инженер».
– Мне помогало то, что здесь работала мама, свёкор, муж. Дома спрашивала, уточняла. Это помогало овладеть профессией. Работа у нас специфическая, много цехов, оборудования, помещений, нюансов. Если что-то не знаю, то подхожу мастеру или опытному слесарю. Это и общение, и опыт, – добавила Оксана Оробец.
Инженер всегда готова помочь работникам депо правильно заполнить журналы, мастерам - с отчётностью. Поэтому результат их работы в «ЛокоТех» на основе накопленного многолетнего опыта – отсутствие пожаров и аварийных ситуаций.
– Железнодорожники – это люди с особым менталитетом, профессия дисциплинирует. Хочется быть лучше, навыки свои наработать. После преобразования предприятия коллектив «ЛокоТех» не является железнодорожным, но мы считаем себя работниками стальной магистрали, потому что наша история – это 61 год с момента создания в Карасуке депо, столько поколений карасучан, традиции нашего предприятия, которые сохраняются и сейчас. А также это самое крупное предприятие города и района с коллективом около 700 человек. Нам есть чем гордиться! Здесь жизнь кипит, – сказала Оксана Оробец.
От матрицы компьютера – к станку
Для фрезеровщика Сергея Демидова депо – это именно «ЛокоТех». Здесь он работает шесть лет. Станки в цехах не меньше ему интересны, чем начинка компьютера, ведь учился он изначально на программиста.
Пришёл сюда слесарем, дорос до фрезеровщика. Сразу понял, как ему интересно работать за станками. Молодой человек с детства увлекался компьютерами, хорошо знаком с начинкой автомобилей. Помнит, с каким увлечением разбирался в матрице компьютера и даже пробовал его собрать и разобрать, с таким же интересов с малолетства с отцом копался в его «Волге». В свои десять лет мог не только колёса подкачать, но и крышку клапана закрутить, гайки открутить.
Удивлялся, почему в школе не у всех одноклассников получалось вытачивать что-то из деревянной основы на токарном станке или на слесарном – совок заклепать, что-то просверлить, клёпки поставить. В армию попал в войска ПВО, служил в Чите. И здесь судьба связала его с техникой: прежде чем научиться быстро разбирать и собирать автомат, тщательно обследовал каждую его деталь, понял, как работает механизм. После пятикилометровых традиционных пробежек с сослуживцами ремонтировал автомобили не раз приходилось разбирать до рамы «Урал». И механику Демидову это было не то, что несложно, даже интересно
– Если к технике нет тягу, то научить человека невозможно. Он может гайки крутить, но не поймёт, как механизм работает, ведь нужно как раз именно это. Самому же интересно, что в дизеле воспламенение происходит за счёт сжатия, а в том же бензиновом – за счёт искры, – с увлечение рассказывал Сергей Демидов.
После демобилизации житель Пермской области приехал в незнакомый ему Новосибирск, где поселился его отец. Сергей искал себя в профессии военного, пошёл по контракту в роту связи, но быстро понял, что в бронежилете сутки стоять и охранять – не нравится, скучно. Друг пригласил в Карасук, здесь же Сергей устроился в сервисное локомотивное депо. Начал слесарем по оборудованию, изготавливал балки, шестерни.
- Здесь нужны внимательность, аккуратность и, конечно, навыки. Зубья должны быть идеальными, чтобы в паз входили, с определённой глубиной. Я быстро научился у опытных слесарей, понял, как станки работают, руку набил. Не браковал детали. Всё оборудование нашего цеха освоил, а здесь станков различных больше десятка, – добавил работник «ЛокоТеха».
У своих опытных коллег, как он, в силу возраста, по-сыновьи называет, «стариками», спрашивал и про то, как можно забраковать деталь, чтобы не допустить ошибки в своей работе. Сейчас молодого слесаря временно перевели в другой цех – заготовки. Прошёлся вокруг станка, покрутился, включил. Несколько минут – и понял, как и что работает. Сейчас он изготавливает моторно-осевые подшипники на колёсную пару. Свою задачу считает простой – на заготовке вырезать «окно» и нанести паз.
– Очень лёгкая деталь, но и её можно испортить, если отвлечься или выполнить на глазок. Это так же интересно, как и компьютеры, которыми я как хобби увлекаюсь. Главное, технику безопасности соблюдать, чтобы без пальцев не остаться. Спасибо моим наставникам-слесарям, многие из них работали ещё с прошлого века, сейчас на пенсии, меня научили и поделились опытом, – сказал фрезеровщик «ЛокоТеха».
Коллектив в этот день принимал поздравления от руководства, их 10-летний юбилей в 60-летней истории звучит солидно, весомо. Потому что главным достоянием здесь считают каждого из практически 700 работников, а также ветеранов труда, которые строили депо на пустом месте и принесли ему славу и почёт.