Яндекс Дзен
Развлечения

Десятки тысяч рублей на постройку кораблей тратят пенсионеры Новосибирска

В годовщину создания судомодельного спорта трое новосибирских пенсионера рассказали Горсайту, почему тратят десятки тысяч рублей и сотни часов на создание кораблей, на которых никогда нельзя будет отправиться в плавание.

312 лет назад случилось событие, которое можно назвать точкой отсчёта истории российского судомоделизма. В феврале 1709 года (по новому стилю) Пётр Первый издал указ о создании модель-каморы. В нём в частности сказано: «Когда зачнут корабль строить, то надлежит приказать мастеру сделать модель на доске и оную купно с чертежом по спуске корабля отдавать в Коллегию Адмиралтейскую». Сегодня многие судомоделисты говорят, что так зародилось дело их жизни. Именно делом жизни, которая уже перевалила за экватор, считают создание моделей кораблей три новосибирских пенсионера. Коллеги называют их «домушниками». Эти люди почти не участвуют в выставках и соревнованиях, не гоняются за покупателями, они просто сидят дома и годами делают корабли, за которые ценители готовы отдать десятки тысяч рублей.

Константин Роппель, 54 года, бывший лётчик, а ныне военный пенсионер:

1роппель.JPG

— Вот точно не могу сказать почему меня – лётчика – заинтересовали корабли. Может, в своё время самолётами уже насытился и поэтому корабли выбрал. А вообще, они такие красивые. Я наслаждаюсь ими и сбрасываю весь негатив, когда работаю над своими кораблями.

Однажды Константин увидел рекламу журнала для судомоделистов, к которому прилагались несколько деталей будущего корабля, и подписался на него. Кораблём оказался «Бисмарк» — пожалуй, самый знаменитый линкор Второй мировой войны. Чтобы собрать «Бисмарка», понадобилось 90 журналов, которые приходили по почте в течение 3,5 лет. Настоящий «Бисмарк» немцы построили быстрее.

— Начинал просто на столе: плоскогубцы, ножичек и надфиль. Собирал, и мне всё больше нравилось: башни, самолётики, надстройки — и меня постепенно затянуло, — вспоминает он.

Параллельно Константин изучал историю реального корабля, чью уменьшенную, но точную копию он строил.

— Узнал о «Бисмарке» практически всё: идея постройки, проектирование, строительство, команда, обучение. Фашисты его строили для завоевания господства на море и рейдерских операций в Атлантике. Это был самый скоростной, самый маневренный, самый передовой линкор своего времени. А мне он понравился чисто визуально и как легенда.

У реального «Бисмарка» судьба оказалась печальной. В первом же боевом походе он в одиночку встретился почти со всем английским флотом и был потоплен. На «Бисмарке» погибло больше людей, чем на «Титанике». А линкор, который сделал Константин, существует и поныне. Правда, от создателя он «уплыл».

— У меня его выкупил коллекционер и сейчас он в частных руках. Сумму назвать, извините, не могу. Но это однозначно дорого, дороже 100 тысяч рублей. А я на его строительство потратил около 45 тысяч. Я бы не сказал, что это очень выгодно – за 3,5 года поиметь 50-70 тысяч. Плюс есть, но, считаю, небольшой. Я вообще не на продажу его делал. Он у меня дома простоял года два. Под него был специально сделан аквариум. Потому что он большой по размеру, и, если просто так бы стоял, то запылился бы, а вычистить пыль из него очень тяжело, — поясняет Константин.

2роппель.JPG

Фрагмент палубы модели линкора «Бисмарк», которую изготовил Константин.

Детали к «Бисмарку» судомоделист получал по почте вместе с журналами. Другой способ изготовить модель – сразу купить готовый набор деталей в специализированном магазине. Именно так поступил Константин, когда решил сделать британский парусный линкор «Принц».

— Все детали в наборе есть. Но в наборе, к примеру, рейки из липы, а меня липа не устраивает, и я её меняю на березу, на ясень, на бук или на другое дерево, которое более интересное. Из самого набора ты используешь процентов 30, а набор стоит 40 тысяч. Есть ещё третий путь – просто строить по чертежам, покупать их на специальном сайте, а все детали уже делать самому, — объясняет Константин. — Для покупки материалов тоже есть специальные магазины и сайты. Например, мореную грушу я выписывал из Беслана. Это очень красивое дерево и стоит очень дорого. Плюс пересылка, а потом ты его распиливаешь и 50 процентов уходит в отходы. Металлические детали проще купить в спецмагазинах. Есть у нас умельцы, которые даже сами выплавляют, но я считаю, что это очень большие заморочки. Представляете, ядра для пушек отлить?! У купленных может быть цвет не подходящий, но есть специальные жидкости, которыми чернишь бронзу, медь, латунь и они получаются как чугунные, маслом натираешь и они блестят. Самое сложное для меня такелаж. Я делаю весь такелаж вручную. Все канаты сплетены из 3-5 ниточек — получаются действительно канаты. А кто-то мучается с узлами — то есть морские узлы должны быть все завязаны. Кто-то с деталировкой возится. На моем втором корабле — линкоре «Принц» — крышка пушечного борта размером 10 на 10 миллиметров состоит из 19 деталей. Кто-то под лупой делает, у кого зрение острое, тот так справляется. У меня на изготовление этой крышки ушло часа четыре. А таких крышек на корабле 90 – по количеству пушек.

На парусный линкор «Принц» у Константина ушло два с половиной года. При этом в день он тратит на кораблестроение не меньше четырёх часов.

— Поначалу, конечно, родные мне говорили: «Ну что ты фигней занимаешься?» Пока не появился корпус, мачты и вся вот эта красота. Посмотрели они: «Ничего себе!» И супруга, и дочь тогда сказали: «Сиди — работай», не ревнуют они меня к кораблям, — с гордостью за корабли и родных говорит Константин.

роппель3-принц.JPG

Модель линкора «Принц». Линкор был флагманом английского флота неоднократно участвовал в морских сражениях. Разобран в 1813 году, прослужив 153 года.

Судомоделирование может не только отнимать время и деньги, но ещё и приносить доход. Наш герой продал коллекционерам уже несколько кораблей.

— Всё зависит от качества работы. Сейчас во многих магазинах сувениров продают корабли китайского производства, которые потоковым методом сделаны. Специалист на них без смеха смотреть не может. Но они намного дешевле. Я выставлю фотографию в Сети, заинтересуются, значит хорошо. Я покупателей не ищу. Сейчас у меня готовых кораблей не осталось. Два в работе – корабли русской флотилии Ушакова – «Феникс» и «Полтава», которые турок и англичан в конце XVIII века по Чёрному морю гоняли. Заказчиков на них нет. Я под заказ не люблю делать. Потому что заказчик ставит срок, а в срок я могу не уложится. Тут работа такая, что если что-то не пошло, приходится переделывать, чтоб не было стыдно смотреть людям в глаза, — утверждает судомоделист.

Кроме дохода моделирование судов позволяет ещё и освоить сразу несколько профессий.

— И столяра, и краснодеревщика, и азы инженерных знаний нужно освоить обязательно. К примеру, такелаж начинаешь делать, на один корабль уходит два километра ниток: куда какая должна идти, как подтягиваться. Иногда очень долго сидишь над чертежом и не можешь понять, как же собрать этот узел, чтобы он не развалился, но остался воздушным и красивым. А ещё свёрлышко у тебя 0,8 миллиметра и надо просверлить 570 дырочек на расстоянии абсолютно одинаковом, а это уже полуювелирная работа. И постепенно человек обрастает какими-то станочками и приспособами, — говорит судомоделист.

Напоследок Константин открыл ещё один секрет, который пригодится не его коллегам, а тем, кто придёт посмотреть на модели кораблей.

— Вообще на такие корабли лучше всего смотреть в бинокль с расстояния метров в 5-7. И тогда получается полное ощущение, что ты находишься рядом с настоящим кораблем и всё очень здорово смотрится. Просто мозг взрывается от деталей, которые на самом деле на модели есть. Конечно, современные корабли тоже обладают какой-то своей красотой и аурой, но они просты в изготовлении. Везде рублёные мотивы. Ровная палуба, стоят какие-то две пушки, торчат ракеточки, надстройки и всё — корабль закончился. А раньше куча всего — на палубе какие-то бочки стоят, ядра лежат, верёвки везде валяются, всё натуральное. Всё практически настоящее, только масштаб другой. Самый популярный масштаб у тех, кто делает модели техники 1х172. Конкретно у кораблей масштаб разный. Если бы «Бисмарка» и, скажем, один из своих парусников делал бы в одном и том же масштабе, то у меня либо «Бисмарк» в квартиру бы не вошел, либо парусник в спичечную коробку помещался, — улыбается Константин Роппель

Юрий Галенко, 65 лет, инженер-строитель, бывший инженер «Сибакадемстроя»:

галенко1.JPG

Вот таким пиратом видит судомоделиста его друг-художник.

Первый корабль Юрий сделал ещё в школе по чертежам из журнала «Моделист-Конструктор» за 1970-ый год. Эта была модель судна «Пинта» из эскадры Колумба. В зрелые годы от юношеского увлечения он отошёл, но вновь вернулся к нему после выхода на пенсию.

— Меня воодушевляет море и надутые паруса. Сам под ними никогда не ходил, но всегда мечтал. Меня вдохновляет, естественно, движение без механики. Тем более, если посмотреть на эти корабли, то это своего рода водяная архитектура. Каменная архитектура – здания, а на воде – это парусники. Они же очень красивые, разнообразные, у них история мощная. И прежде, чем сделать корабль, нужно же его историю изучить, чтобы знать что делаешь: куда этот корабль ходил, что на нём происходило. Иначе не получится, — утверждает Юрий и добавляет, что любит делать модели кораблей ещё и потому, что это занятие хорошо развивает мелкую моторику. — Это тренировка для полушарий мозга, тренируется память и развиваются мозги от этого. А может и жизнь продлить. Хотя таких данных у меня нет, но хотелось бы, чтобы да, — говорит Юрий с улыбкой. — Кроме того, чтобы сделать обычный канат для корабля, нужно сначала сделать станок для плетения канатов. В кружках юных техников такие станки всегда были. А я же самоучка. То есть мне пришлось сделать самому станок. Чтобы делать отверстия, пришлось изготовить мини-сверлильный станок. Чтобы делать мачты и реи, нужно точить на токарном станке, его я, конечно, купил, но ведь освоил же. А для канатов нужен ещё станок для их плетневания. То есть технологии очень сложные. На один канатик уходит минут 20, а этих канатиков 200-300 нужно.

!галенко-рабочий стол.JPG

Рабочий стол судомоделиста Юрия Галенко.

Юрий не признаёт готовые наборы для судомоделирования и работу с деталями, которые приходят по почте. Корабли он в буквальном смысле делает только своими руками.   

— Корпуса все наборные. Они же не из бревна. Они из досточек шириной пять миллиметров, толщиной два миллиметра. В среднем на корабль у меня уходит полтора-два года. А деньги я особо не считал. Потому что всё же из подручных материалов. Например, из ножки стула нарезаются буковые рейки. Нашёл в лесу ствол липы, продержал его полтора года в подвале, он высох и годный стал. У меня все детали самодельные. Покупать готовые мне вообще не интересно. Мне только чертежи нужны.

Юрий делает корабли не на продажу. Один раз выставил фото своего изделия в интернете и попал на жуликов, которые едва не сняли деньги с его банковской карточки. С тех пор с коммерцией судомоделист завязал.   

— Если кому-то надо, то продам, конечно, но только не за пять рублей. Один мой знакомый заинтересовался, но когда я ему назвал цену, он на некоторое время перестал со мной общаться. К примеру, «Санту-Марию» я меньше чем за 50 тысяч не продам, честно говорю. Потому что, если живьём к ней подойти, то понятно станет. «Святой Пётр» несколько дороже — около 60 он стоит. Если закончу модель линкора петровского времени «Гото Предестинация», то он будет стоить раза в два-три дороже. Потому что здесь идёт резьба по дереву. Все элементы детализированы до 1-2 миллиметров. Я его делаю с ноября позапрошлого года. А так я корабли дарю. Один другу подарил, второй однокласснице. А по большому счёту это занятие даёт мне большую радость, я не могу назвать это счастьем, но тем не менее... В корабли я вкладываю свою душу, как любой художник, — утверждает Юрий.

 Вячеслав Скриневский, 80 лет, бывший мотогонщик:

скриневский повелитель морей.JPG

Карьеру судомоделиста Вячеслав Скриневский начал, когда ему было уже за 70! Первым его кораблем, как у нашего другого героя Константина, тоже был немецкий линкор «Бисмарк».

— Судомоделизм – это очень красиво. Я попробовал «Бисмарка» – получилось. «Отслюнявил» от своей пенсии деньги на покупку журналов с деталями. Я это делал тайком. А что сделаешь? За удовольствие надо платить. Делал 2,5 года. Получил такое удовольствие копошиться в этом во всём. Очень тщательно подходил к деталям. Я и мотоциклы так в своё время готовил. У меня поломок никогда не было. Иногда много работал: до ругани с женой доходило, что сильно долго сижу. Она же жалеет меня. Сделал и сам любуюсь и радуюсь, как дитё. Фотографии широко разошлись. Мне звонили из Москвы даже. Сын очень удивился, когда я такое натворил. А ещё много нового узнал. Начитался о кораблях, исторических событиях. Я очень любопытный, мне всё надо знать, — с лёгкой самоиронией говорит 80-летний судомоделист.

После «Бисмарка» Вячеслав Клавдианович решил переключиться на парусники.

— Потому что это красиво чертовски. Даже сейчас когда всё сделано, подойду, разглядываю и у меня сердце заходится от красоты, даже не верится, что это я всё сделал, — искренне удивляется пенсионер-судомоделист. А сделал он модель английского парусника первой половины XVII века «Повелитель морей».

скриневский-бисмарк.JPG

«Бисмарк» – первый корабль судомоделиста Вячеслава Скриневского.

— А «Повелитель морей» самый красивый парусник того времени. Таких кораблей близко даже не было по величине и тем более по красоте. Король Карл Первый потратил на него все деньги из кубышки государства. Видимо поэтому ему потом голову-то и отрубили. Потому что ему пришлось налоги увеличить сильно на эту красоту. А прожил этот парусник 60 лет и сгорел от беды на кухне — кок на камбузе видимо не то что-то сделал с огнём, — Делится историей корабля Вячеслав.

Оба корабля Владислав Клавдианович даже не пытался никому продать. Хотя покупатели были.

— Они у меня здесь стоят на шкафу. Жену это стесняет очень, но говорит: «Никому такую красоту не отдам ни за что». Кто бы ни приходил к нам, в первую очередь разглядывают их. Не везде можно так близко разглядывать. А сейчас я ничего не делаю, новых кораблей у меня нет. Я сейчас заболел сильно. Называется болезнь лень. Вот переболею и ещё сделаю. Просто без желания ничего не получится, — широко улыбаясь говорит старейший судомоделист Новосибирской области Юрий Скриневский.

повелитель морей2.JPG

Модель парусника «Повелитель морей» от Вячеслава Скриневского.

Максим Картавых, фото предоставлено героями публикации

 

 

 

 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей