Россияне ждут с нетерпением того момента, когда смогут полететь на новом магистральном самолёте XXI века. Именно так расшифровывается название МС-21. А индекс 310 означает, что лайнер будет собираться полностью из российских деталей. А собирают новинку у нас, в Сибири, на берегах Ангары в городе Иркутске. Кстати, в свое время Иркутский авиазавод специализировался на сборке первых в истории предприятия реактивных самолётов Як-28. А 15 августа корпорация «Иркут» завершила процедуры по переименованию. Теперь это ПАО «Яковлев». И как говорят сами работники, мы вернулись к истокам.
По словам исполняющего обязанности начальника цеха № 21 Максима Голдобина, на предприятии готовы сотрудничать с Новосибирским авиационным заводом имени Валерия Чкалова.
– Наш цех занимается изготовлением крупногабаритных деталей: крыльевые панели, центроплан, каркасные закладные детали для МС-21-310, – рассказал Максим Голдобин.
Он добавил, что Иркутский авиазавод готов сотрудничать с Новосибирским и вполне возможно, что некоторые детали будут изготавливаться на берегах Ангары. В настоящее время проводится преддоговорная работа. Договор о сотрудничестве планируется подписать уже в ближайшее время.
Стоит отметить, что часть оборудования и некоторые инструменты, используемые на ИАЗе – импортные, поэтому за ними смотрят с удвоенной силой. Ведь нельзя чтобы из-за поломки какого-либо узла на станке, производство остановилось. Тем не менее, на предприятии нашли замену импортным инструментам. При этом часть из них изготавливают на месте.
Иркутский авиазавод – современное предприятие. Его цеха больше напоминают лаборатории: везде чистота, много зелени. К тому же предприятие участвует в реализации национального проекта «Производительность труда». Здесь используют технологии «Бережливого производства», в том числе провели аттестацию рабочих мест по системе 5С.
Сотрудники предприятия готовы выпускать новые детали и успешно внедряют этот процесс. Например, для МС-21-310 здесь было разработано и внедрено производство большой номенклатуры деталей. А их в самолёте – ни много ни мало более 30 000. В целом по стране над производством современного лайнера работают десятки предприятий авиастроительного комплекса.
Исполняющий обязанности заместителя начальника производственно-диспетчерского управления по кооперации Иркутского авиационного завода Леонид Поборуев рассказал, что завод производит свою продукцию в широкой кооперации – многие компоненты для МС-21 изготавливают на других заводах государственной корпорации Ростех.
– Например, для одной из деталей необходимо делать специальное покрытие на дорогостоящем оборудовании. Но масштабы настолько малы, что проще будет заказать выполнение таких работ на другом предприятии, которое специализируется именно на этом процессе, – пояснил Леонид Поборуев.
Кроме того, в силу определённых обстоятельств на предприятии возник дефицит производственных мощностей механосборочного производства. Это связано с увеличением выпуска продукции. Поэтому изготовление некоторых деталей передаётся на другие предприятия. Кстати, все эти работы осуществляются в рамках строгой договорённости между предприятиями.
Кстати говоря, в лихие 90-е Иркутский авиазавод работал несколько дней в неделю, при этом выпускалась совершенно неспецифическая продукция. И только крупный заказ ВВС Индии позволил сохранить производство и развить производственные и технологические мощности. Тогда было заказано несколько сотен истребителей.
Сегодня многие сотрудники ИАЗа связывают тот контракт и выпуск МС-21-310 в единое целое. Ведь в производстве современного пассажирского лайнера задействованы практически все авиазаводы России. А всего над самолётом работают сотни предприятий. С серийным производством нагрузка увеличится, а это говорит о том, что появятся новые рабочие места, вырастет поступление налогов.
Кстати, если говорить о том, что запуск серийного производства МС-21-310 переносится, то это мировая практика. Вспомните, ни Boeing, ни Airbus никогда не вводили в строй свои новые разработки вовремя. Слишком велика цена допущенной в расчётах ошибки.
Впереди у иркутян ещё много работы. Но уже ясно одно, что сотрудничество с другими авиапредприятиями, в том числе и с Новосибирским авиазаводом имени Чкалова, выгодно всем. Одни получают дополнительные заказы, а другие – средства на развитие.