Драматичные события развернулись еще несколько месяцев назад, в ночь с 6 на 7 марта. 35-летнюю беременную женщину доставили в Новосибирскую областную клиническую больницу с признаками обширного инсульта: лицевой асимметрией, невнятной речью, ее левая рука и нога были обездвижены. Пациентку госпитализировали в неврологическое отделение для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения. Здесь поставили диагноз: ишемический инсульт в бассейне внутренней сонной артерии с большим объёмом поражения головного мозга, острейший период.
Состояние женщины ухудшалось, такое состояние врачи называют «мозговой катастрофой». Поскольку внутричерепное давление нарастало, 8 марта было принято решение немедленно оперировать больную ‒ провести трепанацию черепа.
‒ Состояние пациентки было тяжёлым. Мы понимали, что ишемический инсульт ещё в процессе развития и что состояние женщины будет ухудшаться, а значит, хуже будет становиться и плоду... Консилиум пришёл к выводу о необходимости провести декомпрессионную трепанацию черепа, это был единственно возможный в данных обстоятельствах вариант, жизнеспасающая операция, ‒ рассказал заведующий неврологическим отделением для больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения Андрей Затынко.
Врач подчеркнул, что успех операции стал возможен благодаря тому, что пациенткой в больнице занимались врачи множества специальностей: неврологи, нейрохирурги, анестезиологи, реаниматологи, эндокринологи, кардиологи, гематологи, лучевые диагносты и, конечно, акушеры-гинекологи. Сегодня даже в столь сложных ситуациях, вопрос «сохранить жизнь матери или ребенку» уже не стоит: врачи спасают обоих. С первых часов пребывания будущей мамы в Областной больнице малыш был под пристальным наблюдением медиков: они слушали сердцебиение, следили за тем, достаточно ли активно он шевелится, не страдает ли из-за того, что мама получает такое серьёзное лечение. В крайнем случае акушеры были готовы выполнить экстренное кесарево сечение и выхаживать недоношенного малыша, но, к счастью, этого не потребовалось.
После трепанации черепа улучшилось и состояние будущей мамы: уже через шесть дней нормализовалась речь, женщина могла самостоятельно садиться и даже вставать с поддержкой. Лечение она продолжала в неврологическом отделении вплоть до 19 мая, когда была переведена в Областной перинатальный центр. На 38-й неделе беременности врачи провели операцию кесарева сечения, и на свет появился здоровый доношенный малыш. В виде исключения для молодой мамы выделили отдельную палату, где находился и папа ребенка: именно на его плечи временно легли заботы о сыне: он его мыл, пеленал, и помогал супруге, возможности которой еще не полностью восстановились.
‒ И что самое удивительное ‒ мужчина, на плечи которого легли заботы сразу о двоих близких людях, был невероятно счастлив просто тому, что они живы и рядом, ‒ порадовалась за семью руководитель акушерского стационара Областного перинатального центра Елена Серебренникова.
Удалось выяснить и причины возникновения столь опасной ситуации. Елена Серебренникова пояснила, что мозговые катастрофы у беременных редки, особенно, как было и в этом случае, когда у женщины нет никакой неврологической патологии. Зато оказалась патология генетическая: мутация генов системы гемостаза тромботической направленности, то есть врождённая предрасположенность к повышенному тромообразованию. Беременность стала «спусковым крючком», который запустил механизм реализации этой генетической предрасположенности.
‒ Во время беременности свёртывающая система крови у женщин готовится к родам и предполагаемой кровопотере, поэтому запасается факторами свёртывания. При дефектах в системе может продуцироваться слишком большой объём этих веществ, они начинают «сворачивать» кровь тогда, когда это не нужно, и, как одно из возможных следствий ‒ ишемический инсульт, ‒ прокомментировала руководитель Регионального сосудистого центра N2 Елена Танеева.
В чрезвычайные ситуации попадают и совершенно здоровые беременные женщины. Так, недавно мы рассказывали, что у беременной двойней горожанки роды начались в дороге, и чтобы вовремя доставить ее в роддом, пришлось просить о помощи экипаж ДПС.