У пациентов с «электрическим штормом» наблюдается редкое проявление тяжелой жизнеугрожающей аритмии, при котором приступы остановки сердца происходят один за другим. Как правило, это редкое последствие перенесенного инфаркта миокарда. Без своевременных реанимационных действий больной может умереть.
В марте этого года 65-летнего жителя Новосибирска с таким диагнозом доставили в реанимацию НМИЦ имени академика Е.Н. Мешалкина и после многократных эпизодов реанимации.
Мужчине имплантировали кардиовертер-дефибриллятор, он автоматически наносит разряд внутри тела. Параллельно врачи вели медикаментозные попытки снять состояние «шторма», но безрезультатно. Электрические шоки достигли частоты восемь раз за сутки. Пациент был измотан бесконечной чредой реанимации.
– Помимо тяжелого стресса для психики, каждый новый удар разряда дефибриллятора – это серьёзная травма для сердца. Она спасает жизнь здесь и сейчас, но укорачивает в перспективе, усугубляя сердечную недостаточность, – отметил заведующий отделением хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца и электрокардиостимуляции Виталий Шабанов.
Врачи приняли решение провести хирургическое лечение аритмии методом радиочастотной аблации, в условиях экстракорпоральной мембранной оксигенации.
В ходе малотравматичной операции хирурги через крупный сосуд под рентгеном и ультразвуковым контролем ввели в сердце катетер, спровоцировав жизнеугрожающую аритмию. Врачи выявили и поочередно ликвидировали её очаги. Аппарат экстракорпоральной мембранной оксигенации частично взял на себя насосную функцию сердца, таким образом «подстраховывая» поддержание кровотока. В случае остановки сердца устройство полностью заменило бы его функцию.
– Сейчас можно сказать, что мы не просто попробовали, а уже отработали эту новую для российской практики технологию, приобрели практику не только хирурги, но и наши анестезиологи, успешно занимающиеся ЭКМО-сопровождением. С учетом редкости подобных пациентов приобретенный нами совместный опыт имеет очень большое значение. Если в дальнейшем такой пациент к нам поступит, для нас это уже не составит проблемы, – подытожил генеральный директор, профессор А.М. Чернявский.
Операция проходила шесть часов. Спустя пять суток после операции, сбой сердечного ритма у больного не наблюдался. Его выписали из Центра Мешалкина с клиническим улучшением.
Ранее Горсайт выявил, зачем в клинике Мешалкина в Новосибирске пациентам перед эндоваскулярной операцией показывают мультики через монитор рентген-прибора.