Из-за приостановки работы во время первой вспышки коронавирусной инфекции предприниматели Новосибирской области понесли серьёзные убытки. Кое-как отойдя от первого удара, они искренне надеются: во время «второй волны» заболевания их не закроют, ведь многим такого удара просто не пережить. Горсайт пообщался с предпринимателями из районов Новосибирской области. Их позиция однозначна - строго следовать предписанным правилам, но бизнес сохранить.
Простой – непозволительная роскошь
Ольга Губина занялась предпринимательской деятельностью в далёких 90-х. Поначалу возила товар из столицы России, Казахстана, Киргизии, реализовывая его на рынке города Куйбышева в арендованной палатке. Чуть позже решила открыть собственный обувной магазин, который кормит всю семью, включая взрослых детей.
— У большинства предпринимателей, торгующих обувью, день год кормит, — говорит Ольга. — Только весной и осенью мы можем более-менее заработать, чтобы в течение года была возможность жить, платить налоги, заработную плату продавцам...
Приостановка работы во время первой вспышки коронавирусной инфекции произошла в самый разгар торгового сезона. Две недели магазин простоял под замком. Для меня, предпринимателя, имеющего многомиллионные кредиты — непозволительная роскошь.
Пришлось перестраиваться на ходу. Чтобы попасть в число торговых точек, которым разрешено торговать в пандемию, пришлось открывать новые ОКВЭДы, затем закупать дезсредства, маски…
— Финансовые убытки, конечно же, были, но не столь значительные, — говорит Ольга. — А вот здоровья я потеряла немало: каждый день ко мне в магазин приходили специалисты городской администрации и требовали закрыть торговую точку: документы, подтверждающие право на торговлю жизненно-необходимыми товарами, пришли с большим запозданием. Мне постоянно тыкали на отсутствие в реестре новых ОКВЭДов, успокоительные таблетки я пила горстями до тех пор, пока всё не устаканилось.
Первое закрытие с горем пополам предприниматели выдержали, но далеко не все. Многие мои коллеги свернули бизнес: нечем платить налоги, заработную плату, аренду... Есть и такие, кто убрал продавцов, уборщиков, работают сами.
— К слову, помощь от государства во время приостановки работы смогли получить далеко не все предприниматели. На бахаролке в Новосибирске обувщикам-оптовикам, с которыми тесно работаю долгие годы, обещанные президентом средства, не достались, да и мне – тоже. В господдержке нам отказали из-за не тех кодов ОКВЭД.
Искренне надеюсь, что государство не планирует приостанавливать нашу работу во время «второй волны» коронавируса. Для тех, кто выкарабкался и остался на плаву, это станет непоправимым ударом, — считает Ольга.
Не надо топить
У Светланы Ларионовой, проживающей в Барабинске, несколько торговых точек, арендуемых в разных торговых центрах города. По словам предпринимателя, единственное, что пока её спасает от разорения — отсутствие кредитов и небольшая подушка безопасности.
— Во время приостановки работы весной мне было очень страшно, — говорит женщина. — Мы не понимали, сколько времени всё это продлится, где брать деньги на аренду помещений. Погасить её нам удалось, благодаря поддержке от Путина в размере 12600 рублей. Кое-как удалось решить и остальные денежные проблемы, но больше мы не хотим таких потрясений. Слава Богу, государственные чиновники понимают, что предприниматели находятся на грани выживания, дают нам возможность торговать, надеюсь, и впредь не запретят.
Сейчас самый разгар торгового сезона, который продлится до Нового года, а потом начнётся штиль. Не заработаю в ноябре и декабре — сильно выбьюсь из колеи. При этом у меня никогда не было кредитов, отложено немного денег на проживание, есть запас товара. Те же, кто не предусмотрел подушку безопасности… «утонут».
Из предпринимателей — в бедняки
Андрей Александров из посёлка Ордынского до пандемии зарабатывал вахтовым методом. Из-за новых правил трудоустройства от поездок пришлось отказаться и заняться предпринимательством.
— Чтобы уехать на вахту, теперь нужно проходить более строгий и очень дорогой медосмотр, это проблематично и невыгодно, — говорит Андрей. — Решил заниматься грузоперевозками на собственной «газельке». Даже если вновь начнётся приостановка работы отдельных отраслей бизнеса, на моём заработке это не очень сильно отразится. Несмотря на бушующий коронавирус, жизнь продолжается: люди покупают квартиры, мебель, стройматериалы, значит, мой труд будет востребован.
А вот бизнес матушки, у которой в Ордынском собственная парикмахерская, с весны сильно пошатнулся. Чтобы он совсем не рухнул, во время ограничительных мер, она вынуждена была принимать людей по записи. Доходы были не ахти какие, только на аренду и хватало. Мама искренне надеется: повторного закрытия не повторится. Если это всё же случится, буду помогать ей, но большинство предпринимателей перекочуют в категорию людей, которые живут за чертой бедности.
Маргарита Смирнова, фото автора