Билингвизм, который редко называют двуязычием, это способность свободно разговаривать одновременно на двух языках. У взрослых такая способность появляется достаточно редко. Чаще всего, когда говорят о билингвах, имеются ввиду дети, у которых один из родителей – иностранец. Мода на билингвов началась давно: часто родители стараются учить ребёнка иностранному языку, как правило, английскому, сразу с пелёнок. Даже если оба родителя – русские, вырастить чадо, свободно изъясняющееся на двух языках вполне реально (спойлер – были бы деньги).
Wake up, guys
Илья Жилин открыл билингвальный детский сад с партнёрами в 2015 году, позже ещё один. В Новосибирске всего два таких садика – с погружением в англоязычную среду. С утра ребятишки разговаривают на русском, все развивающие занятия проходят строго в соответствии с ФГОС. А будят детей фразой «Wake up, guys» и дальше – ни слова на русском.
– Наша главная задача – без стресса и вреда для деток плавно погружать их в англоязычную среду. Это позволяет стирать языковой барьер, увеличивать словарный запас. Мы исключаем классическое изучение английского. Всё делается через песни, игры, карточки. Воспитатели в своей деятельности не используют русскую речь. Всё бытовое общение проходит исключительно на английском, – рассказал владелец билингвального детского сада Sun school Илья Жилин.
Дети адаптируются к языку достаточно легко и быстро. Но для того, чтобы из ребёнка вырос билингв, огромную работу должны проделать и родители – они должны продолжать заниматься с ребёнком и дома.
Илья проработал в ФСБ шесть лет, жена Наталья на тот момент работала в IT. Илья решил уйти со службы и открыть свой бизнес. Жена решила поддержать мужа и тоже уволилась, её опыт очень помогает, особенно в бухгалтерии и делопроизводстве. Теперь это семейный бизнес.
– Наташа нашла, что кто-то продаёт детский садик, так эта мысль поселилась у нас в голове. Потом чисто случайно мой знакомый, в последствии партнёр, за кружкой кофе сказал, что хотел бы открыть детский садик. Вот так всё и началось: купили франшизу, нашли помещение и открыли садик, – поделился Илья.
С иностранцами больше не работаем
Сейчас в саду работает восемь воспитателей, четыре помощника, медицинский работник, повар, преподаватели по физкультуре, музыке, хореографии, акробатике, футболу, шахматам и управляющий. Все воспитатели имеют высшее педагогическое или психологическое образование.
Раньше в саду работал биолог Эдди из Нигерии – он приехал в Новосибирск учиться в магистратуре одного из вузов.
– Практику с иностранцами мы прекратили чуть больше года назад. В Новосибирске очень мало европейцев, в основном это выходцы из африканских стран и у многих из них очень «сложное» произношение. Также их менталитет не всегда позволяет проводить качественные занятия: они априори считают, что должны получать деньги только за то, что они есть, что они носители языка. А то, что надо прилагать усилия и заниматься с ребятишками, понимают не все, – добавил Илья Жилин.
Английский «с пелёнок» – мода или реальный вклад в будущее ребёнка?
По сути, дети в семьях, приехавших в Россию из стран ближнего зарубежья – те же билингвы. Несмотря на то, что многие родители еле-еле говорят по-русски, у детей всё же есть шанс стать билингвами – они, всё-таки, пойдут в русскую школу. А если они ещё будут ходить в английский садик – то смогут говорить сразу не на двух, а на трёх языках.
– У нас мало такого опыта, с детьми из Казахстана, Таджикистана, Узбекистана. Была одна девочка, очень любила садик, но она была очень скромная и мало разговаривала. На сколько мы поняли, русским она почти не владела. Но всё прекрасно понимала и участвовала во всех активностях.
Все слышали, что чем раньше ребёнок начнёт изучать иностранный язык, тем лучше. И всё-таки – во сколько надо начинать?
– Мы начинаем английский с полутора лет по 20 минут в день. С 1,5 до 3 лет – это ясельки. Переходя в следующую группу, дети знают на английском базовые цвета, числа, животных и понимают все просьбы воспитателей. Наша первоочередная задача – чтобы у ребёнка стёрлись барьеры восприятия, чтобы он не боялся иностранного языка, тогда и словарный запас будет пополняться естественным образом, а не зубрёжкой. У нас есть множество кейсов с нашими детьми заграницей, когда родители были в шоке, смотря на своё дитя, которое заказывает себе мороженое или пиццу в номер по телефону.
Мы спросили у Ильи, почему часто получается, что в России дети учат английский с первого класса, потом в большинстве случаев в вузе ещё четыре года, а по сути – язык не знают.
– Честно, не знаю, почему так поздно начинают изучать. На сколько мне известно, в школах вокруг нас только со 2-го класса начинают. Не говорят, я считаю, из-за отсутствия системы. Без системного подхода не будет результата. Также, когда родители не видят ценности в знании английского языка, они не привьют её и своему ребенку.
Кстати, в саду есть и продлёнка для детей из ближайших школ: в саду они делают уроки и занимаются английским. Бывают запросы от родителей и на другие языки, но они носят единичный характер.
– У нас был замечательный опыт работы с маленькими финнами, китайцами. Это незабываемо! Всё зависит от ребёнка, его характера. К любому малышу нужен индивидуальный подход, независимо от национальности. Дети намного быстрее и проще адаптируются под окружающую обстановку, поэтому зачастую важно адаптировать не ребёнка, а маму – мы уделяем много времени работе с родителями.
С поддержкой государства пока не вышло
Начинал Илья как индивидуальный предприниматель. Статус социального пока не рассматривает. Сейчас в приоритете – получение лицензии на образовательную деятельность.
– У 99% частных садов в Новосибирске её нет. У нас у всех ОКВЭД – «присмотр и уход за детьми». И вот сейчас мы на финишном пути получении лицензии. Там уже должна быть другая поддержка от государства, на постоянной основе, а не одноразовая выплата, как у социального. Но всё зависит от региона. Сейчас не готов точно сказать, какая ситуация у нас. Почему-то точно ничего не говорят, нет никакой конкретики, не понимаю почему.
Один месяц в таком саду стоит 31 тысячу рублей. Причём по словам Ильи, средний портрет семьи – один ребёнок и мама-домохозяйка.
– Наши клиенты по потребностям делятся в основе на две группы: первым важна безопасность, а вторым более важно развитие ребенка, развитие софт и хард скила.
Несмотря на снижение трафика на сайт на 30% и сокращения количества экскурсий в два раза, количество заключаемых договоров осталось на прежнем уровне.
– Теперь идут более целевые клиенты. По нам сильно ударила мобилизация. Много уехало. Но почти все вернулись. Её отголоски чувствуются до сих пор. Есть расторжения по причине релокации – айтишники тоже наши клиенты.
Сам Илья при объявлении мобилизации сохранял спокойствие, несмотря на то, что бывший силовик и шанс попасть под призыв высок.
– Мне в день начала мобилизации поступила туча звонков с вопросами что делать. Я всем объяснял, что сидите «на пятой точке ровно» и продолжайте работать. Но не все меня услышали. Позовут, пойду.
Илья не думает, что популярность английского языка снизится из-за закрытых границ или прочих политических событий. В последние годы отмечается рост заинтересованности китайским языком, но лидерство английский так просто не отдаст.
– Английский всё равно является единственным международным языком, на нём разговаривают все, начиная от строителей на международной стройке, заканчивая пилотами и астронавтами на МКС. А вот если добавят китайский, то это будет плюс.
А пока в саду во всю идёт подготовка к новогоднему утреннику: детки трёх-четырёх лет разучивают «We wish you a Merry Christmas», от 4 до 5 – «Let it snow», самые старшие – «Jingle Bells». Ну и конечно же, «В лесу родилась ёлочка» – куда же без неё.
Кстати, у этой песни есть и другой, не для всех явный смысл…