Сборы чемодана, вокзал, перрон, купе и чай в гранённом стакане с железным подстаканником под размеренный стук колёс – всё это, чаще всего, ассоциируется у нас с романтикой железнодорожных путешествий. Даже «дошик», котлеты и варёные яйца в такие моменты особенно вкусные. А для тех, кто обеспечивает для нас безопасность и комфорт в пути – это обычные трудовые будни. Впрочем, и в них есть место для смешных историй и судьбоносных знакомств.
Юлия Волкова училась в СГУПСе на специальности «Управление персоналом». Девушка росла самостоятельной и решила не просить у родителей на оплату обучения и красивые наряды. В студотряде было три направления: проводники, строители и вожатые.
– Выбрала проводников, потому что мне показалось это интересным – поездить по России. Конечно, город удавалось посмотреть только на конечной остановке, все остальные – максимум, прогуляться по перрону.
По словам Юлии, особенно нравилось ездить в Адлер – за 8 часов отстоя можно было сходить поплавать в море, во Владивостоке студенты катались на фуникулёре и гуляли всю ночь. Самые красивые вокзалы, по мнению сибирячки, в Сочи, Самаре и Симферополе.
– В Симферополе, кстати, мы чуть не опоздали на свой поезд. Мы прибежали на перрон, когда наш поезд уже стоял, мы забежали в соседние вагоны, добежали до своего, открыли и очень быстро начали запускать пассажиров, – вспоминает сибирячка.
Обязанностей у проводника достаточно: встретить пассажира и сопровождать его на протяжении всего пути, следить за чистотой вагона, чтобы в титане был всегда 100-градусный кипяток, летом – чтобы работали кондиционеры, и люди ехали в максимальном комфорте.
– Особых сложностей не было, только никогда не узнаешь какие у тебя будут пассажиры. Самое сложное – пьяные, с ними всегда будут проблемы.
Самый длинный маршрут у Юлии длился 10 дней – из Новосибирска во Владивосток и обратно. А как-то Юлия уехала из дома на всё лето.
– Я жила в Новосибирске, но уехала вахтой в Екатеринбург. Мы все три месяца жили в вагонах, которые стоят в отстойниках. В них только спали, а на вокзале была отдельная комната для проводников – там и мылись, и стирали вещи. Конечно, сразу же просились в другой рейс, – улыбается Юлия, – два дня нам хватило, чтобы посмотреть город, и дальше – выкатывать часы.
За время работы проводником у Юлии появились друзья в самых разных городах России, с ними девушка общается по сей день.
– Мой лучший друг живёт в Екатеринбурге, с ним я познакомилась, как раз когда там жила три месяца. Ещё один хороший друг в Омске и подруга в Питере.
Мы привыкли видеть проводников в основном зрелого возраста. На студентов, по словам Юлии, пассажиры реагировали хорошо.
– Были и попытки познакомиться и пообщаться, но приставаний не было. Как-то ехала рота солдат в плацкарте, они мне даже помогали выносить мусор и подкармливали своими сухпайками, – улыбается девушка.
Как только Юлия закрывала летнюю сессию – сразу в поезд. Все три летних месяца девушка обеспечивала комфорт пассажиров и изучала свою Родину. На учёбу возвращалась иногда даже посреди сентября.
От города к городу, от посёлка к посёлку Юлия мысленно рисовала портреты местных жителей.
– Люди, конечно, отличаются. Есть добрые и приятные, были и те, которые хотели позаботиться – видели юную студентку, я же почти всем в дочери годилась. А есть постоянно всем недовольные.
Были периоды, когда реально падали от усталости. Лето – период отпусков у всех без исключения.
– Была жёсткая нехватка проводников, меня поставили одну на вагон, без напарницы. Всё пять дней следования, например, до Адлера, ты работаешь одна – и днём, и ночью. Единственный момент, когда можно поспать – между станциями.
Бывали и казусы. Но именно в такие моменты снова начинаешь верить в людей.
– Это было перед Екатеринбургом. Я безумно устала и что, называется, вырубилась. Пассажиры меня разбудили уже перед самой остановкой. Я в панике начинаю метаться: проспала! Надо же бельё собрать! А они мне: мы всё сделали. Пассажир, ехавший из Новосибирска до Екатеринбурга, его зовут Максим, до сих пор помню, сам собрал у остальных пассажиров бельё, всё сложил, подписал. Настолько понимающие люди были во всём вагоне! Они все меня спрашивали, почему я одна, где моя напарница. Это было безумно приятно, что люди ценят твою работу. И неожиданно.
Когда в смене двое, то проводник работает 12 часов и 12 часов отдыхает. При смене рейсов дают один – два дня выходного. По словам девушки, работа проводником дала ей многое.
– Новые знакомства, весёлое рабочее лето – было очень много смешных и забавных историй, ну и, конечно, неплохая зарплата для студентки, которая уходила немного на оплату учёбы и новые платьица, косметику – что ещё девчонкам надо?
Несмотря на то, что это в первую очередь работа, Юлия всегда отмечала для себя моменты, о которых сейчас вспоминает с большой теплотой.
– Смена локаций – это здорово. Больше всего мне нравилось работать вечерами. Стоишь на перроне, вдыхаешь свежий воздух. На следующей остановке выходишь уже ночью – все пассажиры спят, а любуешься звёздным небом. В Адлере первым делом шла к морю.
Юлия работала каждое лето на протяжении четырёх лет обучения в университете, а после выпуска ушла работать в другую специальность.
– Когда окончила вуз, пошла работать HR-специалистом – на него я и училась. Работа проводником, безусловно интересная. Но и сложная. Летом проще – не надо топить вагон, не надо очищать от снега и льда подвагонное оборудование. Для меня эти четыре лета, безусловно, ценный жизненный опыт.
После выпуска девушка успела поработать в банке, а потом подвернулась другая вакансия. Сейчас Юлия живёт в Москве и работает в компании по продаже автозапчастей HR-специалистом.
Ранее Горсайт рассказывал про диспетчера, который контролирует всю Новосибирскую область.