К «Nаследию» - в Баган
В прошлом году педагог-хореограф с восемнадцатилетним стажем и множеством профессиональных наград Ирина Менская резко изменила свою творческую жизнь и переехала из Черепановского района в Баганский по приглашению директора и хореографа Детской школ искусств Анастасии Артеменко.
В Багане Ирина возглавила вместе с Анастасией Артеменко образцовый коллектив хореографической школы-студии «Nаследие». Его посещают около сорока воспитанников от пяти до пятнадцати лет. Вместе педагоги смогли пополнить копилку образцового коллектива новыми достижениями в конкурсах.
Активистка, театралка, артистка
Ирина всегда была активисткой в школе посёлка городского типа Дорогино Черепановского района, в начальных классах посещала театральный кружок, артистично читала стихи, была в центре всех школьных событий. Однажды в Дорогинскую школу искусств приехал молодой педагог. Она так впечатлила десятилетнюю Ирину, что девочка записалась в первый же день на хореографическое отделение и занималась до окончания школы. Часовые тренировки и практически ежедневные занятия не пугали школьницу.
– Мы с братом всегда были самостоятельными. Мама работала воспитателем, рано уходила на работу, Я сама вставала, собиралась, уходила в школу, потом на танцы. Мама не пропускала концерты. Гордилась, когда мы получали награды, – рассказала Горсайту педагог-хореограф Детской школы искусств Баганского района Ирина Менская.
От танца к профессии
С первых занятий затянуло, да так, что она выбрала танец своей профессией, точнее обучать этому искусству. Поступила в Новосибирский колледж культуры и искусств на отделение бальной хореографии.
– Я знала, что буду именно педагогом, чтобы работать с детьми, быть им примером, знакомить с искусством. Студентами мы много работали, выступали, хореография должна быть в мышечной памяти, мне нравилось, но хотелось этому учить детей, – говорит Ирина.
Набирала свой первый опыт в Чановской школе искусств, где директор-хореограф стала первым серьёзным наставником в педагогической деятельности. К знаниям в колледже постепенно прибавлялся практический опыт.
– Приходилось работать со студентами, взрослыми людьми, которые тебя понимают, а тут малыши с большими глазами. Я не знала, что делать. Старшая коллега научила взаимодействию с учениками и родителями. Теперь могу по макушке погладить и пожалеть как мама, выслушать подростка как друг, но на занятии требую как педагог. Она не глушила мою творческую основу советами делать именно так, а не иначе. Задаст пару наводящих вопросов – у меня рождались новые идеи, – поделилась воспоминаниями Ирина.
Через несколько лет молодой педагог поняла, что ей этого мало, не хватает опыта в сочинительстве и хореографии, интересных элементов. Для собственного роста поступила в Барнаульский институт культуры и искусств на отделение современного танца и получила необъятное пространство для своего творчества, а в завершении этого пути – красный диплом.
С красным дипломом на малую родину
Ирина продолжила преподавать в родной Дорогинской детской школе искусств. За десять лет её детский коллектив становился победителем и призёром конкурсов различного уровня, а педагог продолжала учиться.
К этому времени четверо воспитанников Ирина Менской уже стали её коллегами, отучились и сами танцуют или обучают детей. С некоторыми из них за годы стёрлась граница наставник-воспитанник.
В прошлом году захотелось что-то поменять в творческо-педагогической деятельности, она приняла приглашение коллеги и переехала в Баган.
– Не было на капли сомнений. Хотелось накопленный опыт применить в новом коллективе. Я до сих пор танцую с детьми. Материал даю на себе, ведь дети учатся только на примере. В процессе обучения и репетиций становишься наставником, старшим товарищем, второй мамой, другом, – рассказала Горсайту Ирина Менская.
Талант, труд и взятая высота ученика
В просторном хореографическом классе с зеркалами дети изучают не только танцы, но искусство в общем, своё тело. И здесь всё, как в школе, уроки по часам – гимнастика, ритмика, теория танца, история хореографии и музыкальная литература. Это начинается с первой ступени. Юные танцоры среднего и старшего звеньев изучают танцы – классический, народный, современный. В течение года ребята нарабатывают несколько концертных номеров.
– А ещё мы занимаемся актёрским мастерством, импровизацией, учимся сочинять, телом выразить эмоцию. Но основная задача меня, как педагога, сдружить и объединить ребят, сделать одной командой, на сцене они должны чувствовать друг друга и доверять, – добавила Ирина.
Как говорит педагог, это не просто. В коллективе все лидеры – сильные, целеустремлённые, трудолюбивые. Но есть спасительный «круг» в сложных ситуациях, когда в центре хореографического кабинета садятся рядом, смотрят друг другу в глаза и проговаривают свои проблемы, обиды. Как показывает опыт Ирины, несколько минут достаточно, чтобы вернулась радость, зазвучал весёлый смех. Иногда педагог идёт на хитрость и сплачивает соперниц в танце - в дуэте или трио.
– Постоянно говорю своим танцорам, что на сцену выходит не Даша, Петя, Наташа, а актриса, актёр. Перед зрителем у них нет личного «я». И не беда, если нет у ученика природного таланта. Трудолюбивый воспитанник ради мечты танцевать преодолеет всё, на изнурительных тренировках освоит любой элемент и выразит свои эмоции. Его маленькая взятая высота – залог победы всего коллектива, – уверена педагог из Баганского района.
По труду и награды
И пока юные баганцы осваивают программу и тренируются, в голове педагога рождаются танцы. Писать их не просто, но и не сложно, как говорит Ирина, если, как говорится, зацепило.
Однажды прочитала «Три сестры» Антона Чехов, позже вспомнила о них, когда услышала изумительную народную музыку. Захотелось соединить несоединимое. Всё сделала её фантазия, и история превратилась в танец «Радение» о сестрах и их заботе друг о друге.
– Есть идея и всё рождается в голове, тут же прорисовываются движения каждой из них, элементы, взгляд, эмоция. Несколько дней я это всё вынашивала в себе, а потом села и записала на бумагу, в схему. А через несколько дней мы уже начали отрабатывать небольшой кусочек этой композиции, – раскрыла секрет Ирина.
За год три возрастных состава двух педагогов-хореографов поставили десять концертных номеров. Ребята выступали на сцене районного Культурно-досугового центра. Ирина и Анастасия приняли с новичками участие в областных конкурсах, и сразу – три призовых места у «Nаследия». Это вдохновило воспитанников и их родителей.
Ирина Менская вступила конкурсантом в творческом соревновании «Открытый урок», который проводит областной Дом народного творчества. Она подготовила занятие, которое высоко оценили члены жюри.
Ирина уже не мечтает, а знает, что в ближайшие год баганские юные танцоры «Nаследия» обязательно в профессиональных конкурсах возьмут – Барнаул, Казань, Москву, Санкт-Петербург.
Ранее Горсайт сообщал, что кандидат наук научила мудрости соцработника Новосибирской области.