Тепло вернётся в дома на Кропоткина в Новосибирске через несколько часов
У сибирячки ювенальная юстиция Италии забрала дочь прямо из школы
Сказки не получилось
Алина познакомилась с румыном Думитру Валеан...
В последние годы всё чаще поступают сообщения о возможных нападениях на школы. Это вызывает серьёзные опасения у родителей и учащихся. Горсайт решил разобраться, как правильно действовать в разных чрезвычайных ситуациях и какие меры принимают для обеспечения безопасности в образовательных учреждениях.
Фото предоставлено Ярославом Пашиевым
В прошлом году новосибирских школьников и их родителей не на шутку напугали вооружённым нападением. Неизвестные распространили свои намерения через местные чаты и мессенджеры, что вызвало панику в 15 школах областной столицы.
Безусловно, подобные ситуации находятся под контролем силовых ведомств, но родители всё равно обеспокоены. И на это есть веские причины. Случаи массовых нападений в учебных заведениях стали не редкостью, кроме того, никто не застрахован и от других возможных чрезвычайных ситуаций.
Обеспечение безопасности в школах требует совместных усилий всех заинтересованных сторон. Родители, учителя и школьники должны работать вместе, чтобы создать безопасную среду для обучения. Важно, чтобы каждый знал, как действовать в экстренной ситуации, и был готов к любым неожиданностям.
«Вопросы безопасности в школах всегда находятся в приоритете. За это отвечает директор, а также уполномоченное лицо, назначенное приказом. На сегодняшний день существуют чёткие механизмы и алгоритмы действий в случае угроз. Все в школе регулярно проходят обучение и знают, как действовать в различных ситуациях, будь то стрельба или задымление», – сообщила директор учебного заведения Анна Шмакова.

Фото: МАОУ СОШ №220
На протяжении нескольких лет школы активно внедряют различные меры для повышения уровня безопасности. К примеру, согласно законодательству, образовательные организации обязаны установить камеры в коридорах первого этажа и на прилегающей территории и обеспечить контроль доступа в учреждение. Это помогает оперативно реагировать на подозрительные действия и предотвращать возможные инциденты.
Кроме технических средств, в учебных заведениях регулярно проводят тренировки по эвакуации. Так, в школе № 220 имени Константина Дмитриевича Ушинского недавно прошли масштабные пожарно-тактические учения. Они были направлены на отработку совместных действий учащихся, педагогов, персонала школы и сотрудников МЧС в случае пожара.

Фото предоставлено Ярославом Пашиевым
Учения максимально оказались приближенными к реальным условиям. Учащиеся и учителя вспомнили правила эвакуации, а сотрудники МЧС провели условное тушение пожара и оказали первую помощь «пострадавшим».
«Совместные учения стали возможны благодаря плотной и продуктивной работе МЧС и школы. В мероприятии были задействованы более 10 единиц техники и более 30 специалистов министерства, вся первая смена, педагогический персонал школы», – рассказал Горсайту ответственный за безопасность в школе, уполномоченный на решение задач гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и антитеррористической защищённости Ярослав Пашиев.
Специалист отметил, что подобные тренировки – неотъемлемая и крайне важная часть создания безопасной образовательной среды. Каждый должен знать, как вести себя в критических ситуациях, оказывать первую помощь и не оставаться безучастным.

«Каждый год, начиная с сентября, мы организуем тренировочные эвакуации, чтобы проверить нашу готовность к чрезвычайным ситуациям. В прошлом году мы провели 15 различных сценариев. Эти мероприятия помогают не только эвакуироваться, но и выявить слабые места в наших действиях, а также намеренно создать сложные условия, например, заблокировать дверь или имитировать другую проблему. Мы также отрабатываем размещение на эвакуационных точках, которых у нас две», – объяснила директор школы.
По словам Анны Шмаковой, предсказать, что может произойти, крайне сложно, особенно если это случается во время перемены.
«Такие ситуации имеют свои особенности, и мы стараемся учитывать их в учениях. Например, эвакуация во время перемены требует более сложной координации. Мы стараемся моделировать обе ситуации, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям», – добавила специалист.
Учителя также играют важную роль в подготовке учеников к эвакуации. На классных часах они объясняют, как действовать при сигнале тревоги. Например, если сирена сработала на перемене, ученики уже знают, что должны направиться к ближайшей лестнице и покинуть здание вместе с потоком людей. После эвакуации важно найти свой класс, чтобы убедиться, что все в безопасности и на месте.
«Регулярные учения помогают нам не только отработать действия в случае опасности, но и создать уверенность в том, что мы сможем справиться с любой ситуацией. Это важный элемент безопасности, который требует постоянного внимания и совершенствования», – подчеркнула директор.

Фото предоставлено Ярославом Пашиевым
«Когда поступает угроза через электронную почту или другими способами, существует чёткий алгоритм действий. Однако из соображений безопасности, его детали мы не раскрываем публично. Известно лишь, что в таких случаях важно оперативно оповестить соответствующие службы и действовать согласно установленным инструкциям», – пояснила Анна Шмакова.
В случае угрозы на помощь школам всегда приходят Росгвардия, ФСБ, МЧС и другие службы. Они незамедлительно реагируют на сигнал и прибывают на место.
«Кроме того, правоохранительные органы, в частности, – ФСБ и МЧС, регулярно посещают школы, чтобы рассказать учащимся о правильном поведении в экстремальных ситуациях. Они объясняют старшеклассникам, как заботиться о младших, что делать в случае опасности и как сохранять спокойствие», – добавила директор школы.
Анна Шмакова отметила, что специалисты общаются с детьми на своём профессиональном языке, который отличается от педагогического. Это помогает школьникам лучше понять свою ответственность и осознать важность соблюдения мер безопасности. Такой подход способствует формированию у учащихся навыков, необходимых для адекватного реагирования на угрозы.

Коллаж из фото Ярослава Пашиева
Когда возникает чрезвычайная ситуация, особенно если в ней оказался ваш ребёнок, сложно определить, как правильно поступить. Однако, первое и главное правило – сохранять максимальное спокойствие и избегать паники.
«Как психолог скажу: важно напомнить себе, что вы не одни. В моменты общей беды нужно объединяться и поддерживать друг друга. Как говорится в православии: "Когда тебе плохо, иди к тем, кому ещё хуже". Не поддавайтесь панике, оглянитесь вокруг и найдите людей, которые могут помочь или которым нужна помощь», – посоветовала педагог.
Не менее важно не мешать работе профессионалов, ведь именно они обладают необходимыми навыками и опытом для разрешения чрезвычайных ситуаций.
«История знает немало примеров, когда паника родителей только усугубляла трагедии. Например, события в Беслане показали, что в таких ситуациях родители, к сожалению, не могут сделать многое. Поэтому важно поддерживать друг друга и терпеливо ждать, даже если это трудно. Это испытание, на которое необходимо ответить с выдержкой», – заключила директор школы № 220 Анна Шмакова.
Родители также играют важную роль в обеспечении безопасности своих детей. Обсуждайте со своими школьниками возможные сценарии и объясняйте, как важно следовать инструкциям взрослых. Поддерживайте открытый диалог и интересуйтесь, как проходят тренировочные эвакуации. Ведь обеспечение безопасности в образовательных учреждениях – это комплексная задача, требующая участия всех: от администрации образовательных учреждений до родителей и самих учащихся. Важно быть готовыми к любым ситуациям и знать, как действовать, чтобы минимизировать риски.
Ранее Горсайт писал, почему между родителями и школой иногда возникают разногласия.