Подростки избили школьника в Новосибирске и сняли это на видео
Сапсёрфер Карташов рассказал о заплыве из Бийска в Новосибирск с портретами героев ВОВ
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне спортсмен задум...
Ребёнку всегда необходимо, чтобы родители его замечали. Что он не просто вам нужен, но любим вами, и вы готовы его защищать и заботиться о нём. Похвала – один из способов проявить такое внимание.
Фото с сайта adobestock.com
Лучший способ научить ребёнка видеть свои сильные стороны – справедливо и заслуженно хвалить его. Полное отсутствие похвалы не даёт правильно оценить свои силы и вызывает сомнения в верности своих поступков. Психолог регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики Татьяна Нестеренко рассказала Горсайту, как правильно хвалить ребёнка.
Когда ребёнка оценивают в общем: «хорошая девочка», «вау, какой ты молодец», «я тобой очень горжусь» – такая похвала концентрирует внимание на внешних результатах. А вот конструктивная похвала относится к усилиям ребёнка и фокусируется на процессе деятельности и настоящих достижениях. Она как раз и побуждает в нём стремление к учёбе, умение противостоять собственным слабостям и преодолевать трудности.
– Хвалите за какие-то реальные действия, когда ребёнок что-то хорошо сделал, когда получил результат, когда приобрёл навык. Именно в этот момент нужно поощрять его, хвалить процесс и качества, а не самого ребёнка: «как здорово ты это сделал», «у тебя это получилось отлично», «хороший вышел рисунок», «дом, как настоящий из кубиков собрал». Это даёт возможность ребёнку почувствовать, что родители гордятся им и признают его достижения. Это стимулирует на дальнейшие действия, – добавила психолог.
Очень важно отмечать усилия, которые ребёнок приложил для того, чтобы что-то сделать.
– Его старание, его действия можно похвалить. Взрослым само дело может показаться простым, элементарным, не требующим никаких усилий, а для ребёнка может быть очень непросто. Поэтому обязательно отметить, что поняли, насколько это ценно для вас. Это будет фиксироваться в сознании ребёнка, что он молодец. Этот вывод он сделает для себя сам. Поэтому торопиться хвалить не надо, – пояснила специалист.
– Большинство родителей считают, что поощрения должны быть материальными. Если что-то ребёнок сделал, ему надо подарить подарок, подарить деньги за хорошую учёбу. Вот и сразу результат есть, ребёнок старается, но при этом у него формируется определённое представление о том, что всё нужно делать только за вознаграждение. А если этого вознаграждения нет, то и выполнять не надо. Мотивация уходит, – рассказала эксперт.
Пока ребёнок живёт с родителями, они финансируют его победы. В дальнейшем он сам будет принимать решения, будет искать выходы из трудных ситуаций, а справится ли он без дополнительного вознаграждения – вопрос.
– Очень важно обращать внимание на то, чему ребёнок уже научился, что он уже умеет делать, чему он ещё может научиться. То есть в перспективе показать, что ещё здорово научиться этому. По сути, давать некое направление, куда идти, – рассказала Татьяна Нестеренко.
Покажите ребёнку будущее путём тренировки долгосрочного планирования. Для этого нужно одну большую цель разделить на несколько маленьких. Вместо «хочу за год по всем предметам только пятерки» лучше начать с «заработаю завтра по литературе «отлично», а для этого дополнительно почитаю критиков к этому произведению». Тем самым вы вдохновите его на развитие и самосовершенствование.
– В качестве поощрения ребёнку можно предлагать так называемую почётную обязанность. У всех есть обязанности по дому, а он, к примеру, может следить за наличием корма у кота, наливать ему воду в миску. Объясняйте ребёнку, что он настолько уже взрослый, что может это сделать. Большинство родителей считает, что ребёнок маленький, пусть он побудет ещё в детстве, пусть он играет, пусть он отдохнет, а потом вдруг раз ребёнок вырос и его не могут заставить ничего делать. Зона ответственности в качестве поощрения, – рекомендовала психолог.
По словам специалиста, самая мощная, надёжная поддержка и лучшее поощрение заключаются в искреннем уважительном отношении к ребёнку. Не отталкивайте его, когда он пытается предложить свою помощь. Обсуждайте с ним семейные дела, прислушивайтесь к его мнению, советуетесь.
– Это не значит, что вы идёте на поводу у ребёнка, идите вместе с ним. И тогда он будет чувствовать, что он нужен, ценен и важен. Тогда у него появятся и адекватная самооценка, и мотивация к дальнейшему развитию и достижениям. Это как раз те самые замечательные вершины, о которых мечтают родители, чтобы их ребёнок был успешным, благополучным человеком, – заключила психолог регионального центра общественного здоровья и медицинской профилактики Татьяна Нестеренко
Исследования учёных показали, что конструктивная похвала побуждает ребёнка больше работать, учиться, исследовать мир и разумно смотреть на собственные возможности. Искренняя похвала, которая отражает реальные ожидания, может повысить самооценку ребёнка.
Ранее Горсайт сообщал о том, к чему может привести чрезмерная похвала.Пишите нам: