Берет десантника поменял на зелёную фуражку
Александр Алёшечкин с детства мечтал носить зелёную фуражку. Обрадовался, когда в 1989 году на призывном пункте записали в погранвойска, а на «холодильнике» при построении своей фамилии не услышал. Так бы и стал десантником, но, как говорится, смелость города берёт. Потребовал отправить его в погранвойска. Офицеры сначала отмахнулись, но потом сдались. Вскоре его везли в аэропорт Толмачёво, где у трапа самолёта на взлётной полосе уже выстроились призывники.
– Сомневался, конечно, что получится. Сопровождающий спросил ребят: «Кто хотел в ВДВ?». Вышли четверо. Меня обменяли на одного. Через несколько минут летел уже в аэропорт Владивостока, – рассказал Горсайту новосибирец, переехавший в Баганский район, Александр Алёшечкин.
Оттуда путь лежал в Уссурийск, затем – до станций Угольная, Приморская, где располагалась воинская часть 2427. Во время учебки Александр побывал на заставах, одна из которых Турий Рог. Это впечатлило, подтвердило правильность его выбора, который он сделал ещё в детстве, когда смотрел фильмы про защитников рубежей страны и с удовольствием подпевал знаменитому Ренату Ибрагимову: «…сегодня на заставе ничего не произошло. Только лебеди пролетали, подставляя закату крыло…».
Но служить на заставе новосибирцу не пришлось: его забрали в ансамбль песни и пляски Краснознамённого Тихоокеанского пограничного округа и более полутора лет пел под Красным Знаменем и пограничным флагом.
Футбол, дзюдо и гитара
Символика советского периода сопровождала Александра с первого дня его появления. Родился 7 ноября в роддоме на улице Коммунистической, жил на улице Третьего Интернационала в Октябрьском районе Новосибирска. Его папа – советский человек, трудолюбивый, справедливый. Со старшим сыном их объединяла музыкальность.
На Александра сильное влияние оказала и бабушка – капитан медицинской службы, участник Сталинградской битвы. Она ушла из жизни почти в 98-летнем возрасте. Её огромный медицинский стаж – пример патриотизма и трудолюбия Она рассказывала Александру, как воевала, как поднимали страну из руин, строили светлое будущее. Подросток всё впитывал, с удовольствием проводил с ней время и помогал по дому.
Был в его жизни футбол, дзюдо, но главное – музыка. Началось всё, когда в детстве подпевал отцу, в подростковом возрасте взял в руки гитару, лет с шестнадцати пел и играл на барабанах в школьном ансамбле. В армии любимыми были афганские песни, военные, популярные эстрадные, но на сцене – пограничные, патриотические, про Родину и обязательно в каждом выступлении исполняли «Тихо на границе» из кинофильма «Пограничная тишина». Помимо долгих репетиций всё как у всех солдат – построение на плацу, тренировки, наряды.
– У нас была своя вокально-инструментальная группа, пели разное, современное. По службе отцы-командиры придерживались основного репертуара. С нами серьёзно занимались: нотную грамоту не изучали, но подыграть себе свою партию в двух-четырёхголосном произведении мог на фортепьяно, – добавил Александр Алёшечкин.
Всё прошло и не вернётся, только болью отзовется
Никто не может ответить, почему два года армии так крепко связывают сослуживцев, офицеров и даже тех, кто в разные годы служил на границе. Пограничное братство как одна мужская семья.
В памяти Александра армейские приятные моменты, поездки и гастроли. Но есть событие, которое до сих пор вызывает боль, – страшная авария, произошедшая на трассе Владивосток-Находка. Тогда выпивший водитель врезался в колонну с пограничниками-артистами. Один автобус завалился на бок, лобовое с другим завершилось пожаром. За страшной картиной ДТП Александр наблюдал из кабины «ЗИЛа», замыкающего колонну.
– Со мной был наш старшина и его маленький сын. Мужчина потерял голову от увиденного, ведь в автобусе находилась его жена из танцевального коллектива. Мы бросились сначала к первому автобусу. Ору, что нужно тушить вспыхнувший двигатель, засыпали песком с обочины, накрывали кителями. «ЗИЛом» оттянули транспорт от обрыва, над которым он висел одним колесом. Помогали выбраться через окна салона нашим артистам, – вспоминал Александр.
Старшина замер над раненой женой, был расстроен. А позже женщина скончалась в больницы. Как замкомвзвода Алёшечкину пришлось взять командование на себя. Тогда он ещё не знал, что в первом автобусе было семь погибших ребят, среди них – друг и земляк из Чулыма. Начали вытаскивать людей из покорёженной техники, тела и двух тяжелораненых, остальные – с травмами, царапинами. Потом Александр с сослуживцами тормозил проезжающие автомобили, чтобы отправить бойцов в больницу. Кто-то проявлял сочувствие, забирал пострадавших, на одного таксиста пришлось прикрикнуть, когда тот отказался, боясь запачкать салон в кровь.
Позже Александр Алёшечкин поехал с офицером в Новосибирск, чтобы передать тело погибшего друга родителям и проводить его в последний путь. Он до сих пор общается с родительницей чулымца, иногда называя её мамой.
… Служба летела своим чередом, объехал всё Приморье с гастролями, побывал на Шикотане Курильских островах, даже попали в десятибалльный шторм. Часто новосибирец бывал на заставах, где служил знаменитый пограничник Никита Карацупа. Видел нарушителей, в основном со стороны Китая, но своего задержать ему не удалось.
«Столько лет уж прошло, но никак не отпустит граница»
В 1991 году Александр Алёшечкин демобилизовался. Ему предлагали остаться на службе в погранвойсках, либо податься в моряки. Но молодому человеку хотелось домой. Анализируя свою жизнь, решил, что судьба сама отводила его от профессиональной службы.
– В школе поступал в Суворовское училище, но не получилось. Пробовал в военное училище до армии, а из-за ошибки в документах опоздал с поступлением на один день. После армии набирали сотрудников на российско-таджикскую границу, подал документы, но всё как-то шло сложно, – вспоминает Александр.
Работал в автошколе, получил специальность инженера-механика в вузе, позже получил педагогический диплом и пел. Сначала для себя, потом по приглашению в ресторанах, в непростые 90-ые нужно было зарабатывать деньги на жизнь и кормить семью. Но всегда это были песни про границу, военные, патриотические. Организовал свою группу «Дозор», в которой объединил тех, кто был предан погранвойскам. Отца поддержал взрослый сын, который сейчас с ним поёт. В репертуаре известные песни, а также авторские. Некоторые из них посвящены конкретным людям, событиям, к примеру, погранзаставе, где погибли 25 бойцов.
– Как в песне поётся: «Столько лет уж прошло, но никак не отпустит граница». Выступали в Новосибирске, в приграничье Алтайского края, Карасуке, Багане, Купино… Зритель везде благодарный. Сейчас переехал в Баганский район, в приграничье, ради нашего рубежа страны, – добавил Александр.
Ради работы в Багане прошёл профессиональную подготовку по программе «Хормейстер». В сельском районе он передаёт свой музыкальный опыт подросткам, замечает, как ребятам нравится петь на сцене пограничные и патриотические песни. У группы «Дозор» появился «спутник» – детская группа «Дозор-2». Накануне Дня пограничника новый коллектив завоевал свои два третьих места в конкурсе III открытого фестиваля-конкурса пограничной песни, а Александр Алёшечкин - Лауреат 1 степени.
Александр Алёшечкин уверен, что только на личном примере можно воспитывать подрастающее поколение, которое будет дорожить армейской службой и пополнить ряды пограничного братства.
Ранее Горсайт сообщал, что в День пограничника военнослужащий запаса из Карасукского района откровенно рассказал о службе на государственной границе, сослуживцах и боевой подруге. Одно из ярких событий службы, когда он стоял с оружием на дороге, а на него на скорости ехал нелегал.