ХК «Ак Барс» обменял в «Сибирь» вратаря Михаила Бердина
Волонтёр из Новосибирска рассказала о ранее неизвестном концлагере в ДНР
Юлия Савельева – председатель женсовета Кировского района и руководитель комиссии Союза женщи...
По морской традиции Сергей Трофимов из Доволенского района выпил плафон морской воды и целовал мазутную кувалду. Накануне Дня моряка-подводника рассказал, как ходил по Тихому океану на атомоходе «Подольск».
Фото предоставил Сергей Трофимов
В семье Трофимовых из Доволенского района Новосибирской области тельняшки есть не только у моряка-подводника Сергея Трофимова, но и у его супруги, сыновей и дочки. В список их семейных праздников давно вошли две даты: День моряка-подводника, который отмечается 19 марта, и День ВМФ – последнее воскресенье июля.
Сергей Трофимов из села Довольное с детства знал, что служить в армии будет, как его отец, старшие родственники. Подростком проявлял интерес к товарищам, которые демобилизовались и красовались в форме с аксельбантами. Но в конкретных войсках служить не мечтал. С детства рос здоровым, крепким, занимался спортом в школе, гонял в футбол с друзьями, катались на велосипедах, мопедах, мотоциклах. Умел неплохо плавать. На каникулах много времени проводили на реке Баган, протекающей вдоль улицы Набережной, местечко это называли Кошелево или кратко – «кошка».
Не все уже вспомнят, почему эту часть реки назвали в честь местного жителя, дом которого как раз находился на берегу. Ныряя в неглубокий водоём, сибиряк и не мог подумать, что в будущем будет ходить по Тихому океану на глубине от 100 и более метров.
В мае 2001 года Сергея Трофимова призвали на срочную службу. Судьба определила его в ряды подводников. На «холодильнике» мужчину распределили в Военно-Морской Флот. Первым пунктом назначения стал Владивосток, учебная часть 25 151. Тогда из Новосибирска на Восток полетели два доволенца – Сергей и его земляк Роман.
Полгода вчерашние призывники осваивали теорию – устав, общие правила, отрабатывали практические навыки на тренировочных базах. Уже тогда доволенцу пригодилось умение плавать.
Для будущих моряков в учебном центре погружения были регулярными. Тренировки проходили в большом подвальном помещении, залитом водой.
«В шахту погружался в водолазном костюме, проплывал в темноте с фонарём. Обязательно нужно было проползти торпедный семиметровый отсек. За нами закрывали переборки. Эта башня похожа на трубу. Использовали для общения только азбуку Морзе, нас постоянно спрашивают о самочувствии. Интересно было, у меня всё получалось», – рассказал Сергей.

Одним из самых важных испытаний на этом этапе стала барокамера — специальное оборудование, создающее условия, приближенные к реальным погружениям. Здесь выявляли тех, кто не переносил замкнутые пространства и перепады давления.
«Ненадолго нас оставляли в замкнутом пространстве барокамеры, внутри постепенно увеличивали давление, как в самолёте. Сидели пока могли, уши закладывало. Постоянно были на связи. На этом этапе многие забыли о подводных лодках навсегда. Такой экзамен не все проходили, половина из тех, кого со мной призвали, отсеялись, могли нести службу только на надводный корабле или на земле», – поделился с Горсайтом воспоминаниями Сергей Трофимов.
Параллельно моряки осваивали основы будущей специальности, житель Довольного стал электриком атомной подводной лодки.
После учебной части его путь лежал на Камчатку. Летели на гражданском самолёте. Для сибиряка это был первый полёт.
«Ощущения были как в аэрокамере. На взлёте уши заложило», – припомнил моряк-подводник.
И если Сергей Трофимов во Владивостоке море видел лишь изредка, когда прогуливались, то здесь, на полуострове, жил среди сопок, с Охотским и Беринговым морями и Тихим океаном.
Будни армейской службы были организованы по чётко выстроенному графику. Моряки жили в казарме, от 3 до 15 дней проводил на подлодке в составе экипажа на боевом дежурстве. Служил на атомном ракетном подводном крейсере «Подольск».
Жизнь на борту – это уже не учебка. Строгий распорядок, боевые дежурства каждые несколько часов. С экипажем Сергей Трофимов поддерживал работу всех систем, судна в безупречном состоянии. Ещё привыкал жить в ограниченном пространстве, тесноте, отсутствии личного пространства, полной изоляции от внешнего мира, а также с монотонными задачами.
«Я был трюмным электриком десятого отсека атомохода. Во Владивостоке видел подводные лодки только в музее, а здесь по три месяца в «Подольске» на боевом дежурстве. Пока лодка в надводном положении, корабль движется на гидравлике, мы им управляли. Получали с центрального поста управления корабля от командира приказ: «Полный ход», я стоял на правом борту, второй электрик нашего отсека – на левом. После погружения только следили за работой системы, по необходимости меняли лампочки», – отметил он.
Новичку-подводнику пришлось изучать новый для него язык – морской. Если в «учебке» его не так часто использовали, то на корабле не услышишь привычные стул, комната или кровать. Уникальный морской словарь освоил быстро: санитарная комната – «гальюн», кровать – «шконка», стул – «баночка», кухня – «камбус».
Моряка-подводника практически сразу ждало первое боевое дежурство на атомной подлодке «Подольск». Как только отошли от берега и благополучно погрузились в воды Тихого океана, по традиции, всех новичков посвящали в подводники. Срочников и даже старших лейтенантов-выпускников вуза, которые вышли в своё первое плавание, ждали своеобразные испытания. Они, конечно, вызывают улыбку, но каждый, кто носит тельняшку в советские годы и сейчас, знает, что морские традиции остаются неизменными.
«Нужно было выпить плафон солёной воды и поцеловать кувалду в мазуте. При первом погружении, на глубине 100 метров и под кораблем 200, нас пригласили на центральный пост. Построили. Выдали плафон морской воды, в нём около литра. Выпил – и целуешь кувалду в солидоле. Сразу предоставили сушёную воблу и свидетельство о посвящении в подводники. Тогда нас было человек двадцать новичков», – вспомнил события 2002 года Сергей Трофимов.
Традиционно при посвящении присутствовали командиры корабля, дежурные, отсеков, боцман.
Боевые дежурства длились до трёх месяцев. За время службы Сергей совершил три полноценных выхода в Тихий океан. Подлодка выполняла различные задания, связанные с обеспечением безопасности морских границ и отработкой тактических манёвров. Сергей Трофимов признался, что зачастую ничего не знал о маршруте движения атомохода. Связь с внешним миром осуществлялась лишь в строго определённые моменты, когда лодка поднималась на поверхность. В это время разрешалось экипажу подышать свежим воздухом.
«Все, кто в этот момент не был на посту, по очереди поднимались подышать. Хотелось вдохнуть свежего воздуха. Дней по пятнадцать могли на поверхность не выходить. Первое время было тяжело в такой изоляции, без солнца», – добавил Сергей Трофимов.
В период боевых выходов, когда подводники стояли на охране подводных рубежей Родины, Сергею Трофимову пришлось пережить шторм.
«Под водой мы не ощущали сильный ветер и его последствия. Но когда приходилось подниматься на поверхность, то нас мотало из стороны в сторону. Если начало колыхать, а потом кидает, значит, поднимаемся», – вспомнил моряк-подводник.
И если на посту это не могло как-то нарушить привычный ритм жизни, то если подъём на поверхность выпадал на время приёма пищи, то в кают-компании приходилось стоять.
«Столы были откидные, в шторм мы их не использовали. Чашки держали в руках. Нужно было очень постараться, чтобы ничего не разлить на себя или товарища. Когда погружались, то возвращались, качки уже не чувствовали», – добавил он.

Свободное от несения службы время Сергей Трофимов проводил в каюте или комнате отдыха.
«Мы постоянно писали письма домой, когда заходили в какую-то бухту для заправки или пополнения запасов всего необходимого, появлялась возможность их отправить. Весточки с малой родины получали, когда возвращались в казарму», – уточнил моряк-подводник.
Жизнь на подлодке понятна для тех, кто прошёл этот путь, она сразу становится чем-то важным, а опыт, полученный в таких условиях, формирует особый характер, главными качествами которого становятся выносливость, дисциплина и умение работать в команде в экстремальных ситуациях.
«Атомоход основательно готовят к боевым дежурствам на длительный период. Поэтому на «Подольске» мне приходилось только менять в помещениях нашего отсека лампочки, аварийных ситуаций не возникало», – признался доволенец.
Перед демобилизацией он дослуживал в воинской части, занимался техническим обслуживанием судна. В 2003-м вернулся домой. Тогда он не рассматривал возможность продолжения службы в ВМФ, выбрал гражданскую жизнь. Тем не менее, с погонами не расстался. Сейчас Сергей Трофимов служит в пожарно-спасательной части Доволенского района.
«Общаемся с сослуживцами, кто-то из моего призыва остался тогда в морфлоте, отслужил, вышел в запас. Но у меня своя служба», – уточнил он.
В День Военно-морской флот Российской Федерации, который отмечают в последнее воскресенье июля, он встречается с моряками-земляками. Традиционный митинг проходит в Парке Победы на Аллее воинской славы. Вместе вспоминают замечательные годы службы в советской или российской армии.
«День подводника как-то не отмечают, мало нас, подводников. Но обязательно 19 марта меня поздравляет семья, это стало уже нашей доброй традицией. Супруга и дети знают, как я отношусь к службе. Поэтому синяя тельняшка есть не только у меня, но и у жены Екатерины, сыновей Матвея и Степана и дочери Софии», – пояснил Сергей Трофимов.
Армейские будни в ближайшем будущем, возможно, ждут и его старшего 16-летнего Матвея, подросток интересуется армией. Младший четвероклассник Степан расспрашивает о службе, 13-летняя лапочка-дочка только слушает папу.
«Камчатка, конечно, впечатлила. Очень хочется ещё раз там побывать», – подытожил разговор Сергей Трофимов.
Ранее Горсайт сообщал, что моряк из Карасука Анатолий Соколов более пятидесяти лет хранит армейскую бескозырку северного флота. Юрий Ткаченко из Карасука с детства носит майку с бело-голубыми полосками. Отучился на речника и стал капитаном «Детской флотилии». В День русской тельняшки рассказал Горсайту, как прививает школьникам любовь к морю. Капитан 3 ранга в отставке Тарас Твердохлеб из Карасукского района в море ходил на авианосцах, а позже на подводных лодках из самой боеспособной части Тихоокеанского флота в Петропавловске-Камчатском. В День моряка-подводника поделился морскими анекдотами.