Яндекс Дзен
Общество

Новосибирская область в топе «Лапши» за июнь

«Лапша» — это антифейк-сервис, позволяющий проверить сомнительный факт или ознакомиться с уже опровергнутыми недостоверными новостями. За месяц работы аналитики портала выявили и изучили 222 уникальных фейков, набравших в сумме 980 млн просмотров. Самые популярные – в нашем материале.

Если в общем, то чаще всего фейки касались специальной военной операции — 36% сообщений было по этой теме. На втором месте — международные отношения (16,6%), на третьем — внутренняя политика (12,2%).

По теме СВО ложные сведения распространяли о потерях военной техники, личного состава, убийствах и ранениях командного состава ВС РФ. Опровергали их потом сами «убитые». Много зафиксировано также постановочных фото и видео, связанных с ходом боевых действий.

Немало было подлогов по мародерству, обстрелам жилых районов, уничтожению зернохранилищ на Украине и вывозе военными РФ украинской пшеницы в другие страны.

Самые популярные фейки после СВО:

  • После отказа России от Болонской системы дипломы российских вузов не будут признавать в других странах (более 28 млн просмотров).
  • Всемирная организация здравоохранения объявила оспу обезьян пандемией (21 млн просмотров).
  • Казахстан заблокировал тысячи вагонов с российским углем (14 млн просмотров).
  • Первый заместитель руководителя администрации президента Сергей Кириенко опубликовал обращение в «Известиях», где заявил, что Россия потратит на Донбасс триллионы рублей, а россиянам «надо затянуть потуже пояса» (12 млн просмотров).

Теперь почитаем сомнительные новости с разбивкой по территориям, начнём с нашей.

Новосибирская область в топе

Молодым специалистам из НГПУ якобы предлагали «командировку» в Запорожскую и Херсонскую области Украины. Однако СМИ выяснили, в регионе никто не собирался отправлять туда студентов.

Эта новость стала одним из самых популярных среди 47 региональных фейков, выявленных аналитиками «Лапши». Большинство из них, кстати, тоже о политике — 62%. На втором месте социально-значимые происшествия — 24%, на третьем — здравоохранение и транспорт, по 5% соответственно.

Ещё один фейк подхватили даже федеральные СМИ. Это история о том, как сразу два региона присвоили американский ураган. В Новосибирской области видео, где стихия сносит всё на своем пути, появилось 2 июля. В соцсетях писали, что кадры из Купинского района. Никого тогда не смутило, что в такой буре снесло лишь кровли домов. Чуть раньше то же самое видео распространяли в Чувашии. Писали тоже, что это Чувашский ураган, который прошёл 27 июня. Там он действительно был, но всё же не таких масштабов.

Когда материал проверили через Лапшу, оказалось, что по ошибке журналисты взяли видео, снятое в США. На нём зафиксирован смерч, обрушившийся на город Андовер в штате Канзас 29 апреля и сокрушивший около сотни домов. По сети видео гуляло уже 5 мая – почти за 2 месяца до ураганов в Чувашии и в Новосибирской области.

Как фейки попадают в СМИ?

Если коротко, человеческий фактор и режим цейтнота. Аналитики «Лапши» отмечают, что появлению ложной информации в крупных российских СМИ способствовали недостаточное владение информацией или публикация инсайдерских сведений без доказательств.

Кроме этого, издания часто ссылаются на телеграм-каналы или иные неподтвержденные сторонние ресурсы. Фейковая информация также появлялась в отечественных СМИ после перепечатки сообщений из американских и британских СМИ.

Самый громкий федеральный фейк: Поклонская, Z и V

Самым масштабным из 175 выявленных фейков федерального уровня оказался фейк об увольнении Натальи Поклонской, набравший более 37 млн просмотров.

В сообщениях утверждалось, что Путин уволил её с должности замглавы Россотрудничества из-за слов о знаках Z и V — она назвала их символами скорби и грусти. Позже Поклонская объяснила, что просто сменила место работы и стала советником генпрокурора РФ.

Самый популярный фейк в Москве

Это история о том, как пенсионерка якобы не смогла снять деньги на похороны мужа. В сообщении утверждалось, что банк ВТБ 24 на просьбу женщины ответил отказом из-за введенных ограничений. При этом распространялось фото бланка из банка ВТБ 24, которого не существует с 2018 года. Организация была реорганизована и присоединена к банку ВТБ.

Фейки в соцсетях

Больше всего фейковой информации публиковалось на следующих площадках:

  • «ВКонтакте» — 28%.
  • Telegram — 19%.
  • «Одноклассники» — 16%.
  • СМИ — 14%.
  • Twitter — 9%.
  • Facebook (принадлежит Meta, признанной экстремистской в РФ) — 9%.

Отечественные социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» в совокупности занимают около 44% от всех площадок, где размещали фейковые сообщения.

Фейки распространялисть через репост записей из новостных и развлекательных групп; перепечатывание публикаций администраторами групп и размещение как бы «уникального контента»; спам-рассылки от ботов.

Самые популярные темы запросы на проверку в «Лапше»

В июне 2022 года в чат-боты «Лапши» обработали более 1 тысячи запросов. Из них 63% сообщений в итоге оказались фейками. Среди них:

1.      Спецоперация — более 60% обращений.

2.      Здравоохранение. Самым популярным фейком стали сообщения о возможном распространении холерного вибриона в приграничных с Украиной районах.

3.      Информационные технологии, интернет и СМИ. Больше всего сообщений было посвящено теме фишинга, в основном присылали ссылки на сайты с розыгрышами

4.      Социально значимые происшествия. Пользователи спрашивали про отсутствие выплат украинским беженцам и введение Минтрансом дополнительных сборов с авиапассажиров. Эти сообщения не подтвердились.

5.      Культура. Спрашивали про наличие книг Дмитрия Глуховского – ходили слухи, что его произведения снимут с продажи. Также просили проверить новости, связанные с медийными личностями и представителями шоу-бизнеса.

Больше всего фейков пользователи встретили в Telegram (46%), чатах в WhatsApp (25%) и пабликах во «ВКонтакте» (13%)

ПОДЕЛИТЬСЯ:
Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей