Яндекс Дзен
Общество

Опер из Новосибирской области рассказал о громких случаях из практики

Михаил Болтенко из Новосибирска не читает детективы и не смотрит криминальные фильмы. Говорит, что там всё неправдоподобно. Он сам раскрывал преступления, видел криминальные разборки и раскрывал заказные убийства. Как это было – подробности в материале Горсайта.

Опер из Новосибирской области рассказал о громких случаях из практики

Фото предоставлено Михаилом Болтенко

Выпускник школы милиции Михаил Болтенко из Новосибирска прошёл путь от лейтенанта до полковника милиции. Хорошо помнит спокойные 80-ые, когда преступление были редкими, «лихие» 90-ые и совершенно другие, без кровавых криминальных разборок, «нулевые». В убойном отделе служил 20 лет. О резонансных преступлениях того времени рассказал в День работников уголовного розыска России, который отмечают 5 октября.

2cff9a70-6390-4d8a-9c06-7a3b3f721e11.jpg

Местный участковый стал примером

Младший сын в семье Болтенко был четвертым ребёнком. Родился и вырос в селе Ильинка Доволенского района. Он мало чем отличался от своих сверстников: помогал родителям по хозяйству, не ждал, когда мама проверит уроки, выполнял всё самостоятельно. Лет с тринадцати работал в совхозе. Свободное время катался с друзьями на велосипедах, подростком – на мотоцикле, у Михаила, точнее его отца, был лёгкий дорожный двухместный «Минск» М105.

«У нас в Ильинке служил хороший участковый – Анатолий Хаджий, сельчанин из Комарья. Лет на семь меня старше. Нас, подростков, всех знал. Мы его уважали. Бывало, что и на мотоциклах гоняли, конечно, без прав. Катались за селом, до озера, по улицам не баловались. Правоохранитель нас не ругал, но предупреждал о последствиях», – рассказал Горсайту Михаил Болтенко из Новосибирска.

Молодой милиционер как-то предложил в День Победы проехать на своих мотоциклах по селу с флагами, вызвались десять 16-17-летних подростков. На 9 Мая, перед традиционным митингом по команде участкового, в колонне с красными полотнами не спеша молодые люди двигались по улицам Ильинки, обязательно – мимо памятника воинам Великой Отечественной войны.

«Были гордые и довольные. Наш участковый – хороший мужик», – добавил он.

армия.jpg

Как курсант преступника задержал

Однажды Михаил Болтенко даже принял активное участие в раскрытии преступления.

Тогда он уже отслужил в армии. Сибиряк, который из своего села никуда не выезжал, попал на Камчатку, в воинскую часть военно-морского флота. Три года службы, к слову, призвали его в День милиции, 10 ноября, вспоминает с теплотой. После демобилизации с хорошей характеристикой вернулся домой, устроился на работу в РЭС и перебрался в село Довольное. В райцентре приметили серьёзного и ответственного молодого человека, пригласили в отряд народных дружинников. В течение года сельчанин помогал милиционерам.

«Как-то довелось съездить с сотрудниками в посёлок Баган на семейные разборки. В тот вечер задержали дебошира – нетрезвого мужа местной жительницы… Мне было интересно наблюдать за работой правоохранителей. Через год пригласили в отдел РОВД, где предложили поступить в Школу милиции, что на улице Дмитрия Донского в Новосибирске. Почему бы и нет? Согласился», – поделился воспоминаниями оперативник с 28-летним стажем.

На следующий год курсант Школы милиции прибыл на каникулы в родное село. С друзьями сходили в сельский клуб. Возвращаясь, Михаил Болтенко обратил внимание на выставленное стекло в окне магазина и отправился к участковому. Вернулись с Анатолием Хаджий: в торговом павильоне удалось задержать вора.

«В Школу милиции направили представление, тогда меня наградили, выдали премию за помощь в задержании преступника», – отметил новосибирец.

33dd8b95-57ec-4097-bee2-da6f29e514e4.jpg

Эпоха хрусталя и ковров

Лейтенант и выпускник Школы милиции Михаил Болтенко приступил к службе в органах внутренних дел в сентябре 79-го. Направили его в Заельцовский отдел милиции. Начинал участковым.

«Мне нарезали участок. Это район «Чемпиона». Я до армии не выезжал из села, а тут большой город. Территория, на которой мне пришлось работать, огромная, столько людей, среди них те, кого надо было знать, например, судимые», – поделился Михаил Васильевич.

Начинающий участковый перенимал знания у старших товарищей, изучал участок, знакомился с жителями. В памяти одно из преступлений, которое сам раскрыл. Это были 80-е, когда ценностью и роскошью считались хрусталь и ковры. Именно эти предметы часто крали. В тот раз ковёр унесли средь бела дня, взломав дверь дома, хозяев не было. Это произошло на улице Вековой.

«Приехал на место. Провёл подворовый обход. Одна бабушка видела мужчину с ковром, другая его описала, третья обратила внимание, куда направился. Предположил, что это ранее судимый житель с улицы Бестужева. Пошёл по адресу его проживания», – вспомнил сотрудник милиции.

Дома была только пожилая мать 30-летнего подозреваемого. За беседой правоохранитель понял, что женщина ничего не знает. Дождался её сына. Мужчина, конечно, не ожидал увидеть такого гостя, вместе с Михаилом Болтенко отправился в милицию.

«Тогда не было ОМОНа. С ним на троллейбусе доехали до площади Калинина, затем пешком. В кабинете он сознался, что спрятал ковёр у друга. Похищенную вещь вернули хозяевам», – сказал полковник запаса.

Следующее яркое воспоминание сибиряка – когда они с коллегой обнаружили тело в Карьере Мочище. Правоохранители сразу доставили его в морг. Это было 19 ноября того же года.

«Тело криминальное, его уже прихватило морозцем. Занесли, оформили, из морга вышел и меня закачало. Не ожидал от себя», – поделился он.

Уже в декабре начальник отдела и тёзка участкового по имени и отчеству Хохолков предложил работать в уголовном розыске, служить здесь хотели многие, но не всех принимали.

74db059f-13e3-4f17-a72f-cd0677a4f3f3.jpg

«Преступники относились с уважением»

Оперативником уголовного розыска в Заельцовском отделе Болтенко служил более четырёх лет. Ему пригодился опыт участкового, но пришлось многому учиться, делился с новеньким знаниями начальник уголовного розыска Александр Селеверстов.

«Главное – уметь находить контакт с людьми. После любого преступления мы проводили обходы, у каждого спрашивали, видели ли кого-нибудь. Тогда к сотруднику в форме было огромное доверие, и преступники к нам относились с уважением. Одного или двоих доставляли на трамваях, автобусах или пешком, и никто не пытался бежать», – поделился воспоминаниями полковник запаса.

Оперативно-розыскной работой занимался уже на территории населённого пункта городского аэропорта. Среди частых преступлений были кражи, иногда грабежи, убийства. К слову, в то десятилетие криминал был редкостью.

В 80-х одно из громких или, как сейчас говорится, криминальных, преступлений стало двойное убийство солдат. Их тела обнаружили в канализационном колодце на улице Аэропорт, возле дома № 4: один был с признаками удушения, другой – с ножевыми ранениями.

Расследование по уголовному делу начали с осмотра и отработки версий. Решили проверить частный одноэтажный домик: здесь часто собирались компании, выпивали, в числе гостей ранее судимые. К приезду сотрудников уголовного розыска жильцы всё промыли, но криминалисты нашли между половицами следы крови. Солдат убили здесь.

«Задержали троих подозреваемых, за одним из них специально поехали в Чулым. Когда еду на дачу мимо этого дома, всегда вспоминаю тот случай», – добавил он.

collage.jpg

За раскрываемость – в убойный отдел региона

Михаил Болтенко показывал хорошую раскрываемость: на его территории за полгода было только два нераскрытых преступления. За это через пять лет опера из Заельцовского района перевели в областной аппарат уголовного розыска на должность оперуполномоченного подразделения по раскрытию убийств. В это время сменилось десятилетие, эпоха. 90-ые справедливо называют лихими: кражи, убийства, редкие для советского времени изнасилования. Убойный отдел, где 20 лет служил Михаил Болтенко, занимался только убийствами. За три года сибиряк прошёл путь от оперуполномоченного до старшего опера, затем был начальником отделения, потом – отдела. Позже назначили замначальника управления уголовного розыска по раскрытию убийств. В запас вышел с должности начальника управления по борьбе с организованной преступностью.

«Союз развалился, и тут началось. Что не день, то заказное убийство или криминальные разборки. Что ни преступление, то резонансное. Корреспонденты тут как тут, спрашивают, просят интервью», – сказал Михаил Болтенко.

Одно из таких громких убийств произошло на улице Гоголя, возле Военторга. Во дворах многоэтажек взорвали автомобиль, в салоне находилось три человека. Тогда привлекли десяток оперов убойного отдела: проводили обходы по квартирам на огромной территории, опросили десятки тысяч людей. Участие в раскрытии уголовного дела принимал и Михаил Болтенко.

«Доверие к сотрудникам было уже не то, что в советское время, но всё зависело от умения милиционера разговорить человека. Это приходит с опытом. Преступники стали дерзкими, наглыми, уже в троллейбусе не привезёшь в райотдел», – уточнил сотрудник в запасе.

Хорошо помнит, как задержали группу из четырёх человек, которые совершили 8 убийств и 44 разбоя. Следователи и опера смогли собрать доказательства их вины, суд вынес приговор.

«Преступления совершали во многих районах нашей области и в Новосибирске. Тогда организатора банды приговорили к смертной казни», – добавил он.

collage.jpg

Криминальные авторитеты

В убойном отделе Михаил Болтенко накопил огромный опыт оперативной работы. Умел находить подход к новосибирским лидерам криминальных группировок, знал, как нужно общаться с такими людьми.

«Такого человека, конечно, в кабинет уже не пригласишь. Авторитетов тогда стреляли, они всё делали ради своей безопасности. Общение строилось только на уважении и доверии. Кто-то не боялся, открыто приезжал в отдел, заходили ко мне в кабинет. Могли час-два разговаривать», – раскрыл нюансы общения с криминальными лидерами милиционер.

Делились информацией, как правило, только по изнасилованиям, это не приветствовалось в криминальной среде. Могли и сами авторитеты, воры в законе или ранее судимые звонить, просить встретиться.

Вор в законе и опер

С одним вором в законе произошла неприятная история. Он был свидетелем убийства в кафе. Его личность установили после опросов персонала заведения. Задержали мужчину. Шло расследование: тот просидел месяцев семь в СИЗО, так и не дал показания на настоящего виновного, хотя видел преступника, что-то знал, это понимали и следователь, и опера.

«Уже нельзя было его удерживать, и в суд уголовное дело с косвенными уликами не передашь. И как отпустить просто так? Он бы обязательно пожаловался, а отвечал бы следователь. Говорю: «Ведите его ко мне». Мы с ним давно знакомы, приходилось не раз задерживать», – припомнил историю Михаил Васильевич.

Долго разговаривали в кабинете один на один, выпили чаю.

«Я претензий не имею», – сказал он.

Такая вот благодарность вора в законе справедливому милиционеру. С тем и разошлись: курок он не спускал, но и не сдал того, кто это сделал.

20eae818-0466-48d1-8c4c-efb4a8292d46.jpg

Пистолет, «Волга» и подростки

70-летний оперативный сотрудник милиции с 2007 года в запасе, полковник Михаил Болтенко часто вспоминает службу, за которую он неоднократно был отмечен грамотами и благодарностями. В семейном архиве хранятся наивысшие государственные  награды  - медаль ордена «За заслуги перед отечеством» II степени, вручённая в 1998 году, и Орден Почёта, полученный в 2003 году. В его памяти ещё один случай, от которого и осталось неизгладимое впечатление. В квартире из пистолета застрелили двух мальчиков – 8 и 13 лет. Резонансное преступление раскрывала группа оперативников. Отрабатывали десяток версий, главные из них были связаны с профессиональной деятельностью отца погибших.

«Эксперты изъяли из тел и мебели пули. Определили, что из этого пистолета год назад застрелили свинью на краю деревни в Коченёвском районе. Установили владельца. Пистолет принадлежал бывшему военнослужащему. Мужчина на машине «Волга» приезжал в гости к тёще. Нашли его, пригласили к себе. Он подъехал к крыльцу ГУВД», – вспомнил он.

Рядом с милиционерами стояли свидетели, они узнали ту «Волгу». Выяснилось, что пистолет военнослужащий продал двум подросткам.

«Всё это время мужчина оставался в неведении о том, что из его оружия были убиты дети», – уточнил Михаил Болтенко.

На скамье подсудимых оказались и военнослужащий, и стрелявшие подростки.

ba6d9ee6-671a-4616-8769-08d3f11aca9c.jpg

Нереальные детективы

Полковник запаса ещё 14 лет отработал в двух крупных организациях Новосибирска заместителем генерального директора по безопасности. Позже посвятил всё своё время семье, даче, спорту. Иногда общается с коллегами, периодически встречается с ветеранами МВД, многие за долгие годы службы стали его близкими друзьями.

В списке его будничных дел нет чтения детективов и просмотра криминальных фильмов. По его мнению, современные книги и кино про сотрудников в форме слишком фантастичны и очень далеки от реальности. Правда, с тогучинским автором детективов Михаилом Черненком лично знаком, хранит подаренную им книгу. Однако полковник запаса всё же считает, что криминала в 90-ые и «нулевые» в его служебной деятельности было с лихвой, чтобы и сейчас посвящать этому своё время.

Ранее Горсайт сообщал, что награждённый государственной медалью «За отличие в охране общественного порядка» участковый Анатолий Вербицкий из Карасукского района в День участкового уполномоченного полиции, 17 ноября, рассказал об убийстве практически по Достоевскому и поделился буднями службы в селе. Участковый милиции Михаил Мотченко из Карасукского района рассказал, как защищал жителей от цыганского гипноза, раскрывал кражи и чуть не погиб от дебошира. Алексей Орлов из Карасука не так давно примерил форму полицейского и ближе познакомился с привычными «героями» протоколов. Однажды ему пришлось разнимать дерущихся родителей на глазах маленьких детей. 

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОТС-Горсайт в Telegram

Оставляем Только Суть

Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен

ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru

Лента новостей