Яндекс Дзен
Общество

В Новосибирске эксперт рассказал, почему в Новосибирские пешеходы забывают про правила

Как только мы покидаем дом и попадаем на улицу, тут же становимся пешеходами. Это касается и водителей, когда они выходят из своего автомобиля. Считается, последние чаще соблюдают пешеходные правила, чем те, кто никогда не садился за руль.

В Новосибирске эксперт рассказал, почему в Новосибирские пешеходы забывают про правила

Фото Евгении Патрушевой

Автомобиль – транспортное средство повышенной опасности в городе и за его пределами. Об этом знает каждый из нас. Но почему-то большую часть ответственности за свою “невредимость” мы приписываем именно водителям, а не пешеходам, в чьих интересах не попасть им под колёса. А ведь безопасность на дороге в равной степени зависит от тех и от других. Как и риски, которые есть у каждого участника дорожного движения. О чём забыли современные пешеходы и какие у них есть права и обязанности, разбирался Горсайт.

Статистика

За последние годы число погибших пешеходов на российских дорогах выросло. При этом не всегда в этих ДТП виноваты водители. Порой самые незащищённые участники дорожного движения, пешеходы, ведут себя так, словно у них в запасе девять жизней. Начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД ГУ МВД России по Новосибирской области Константин Шкабарня рассказал Горсайту о январской статистике происшествий с пешеходами.

«За январь 2024 года в Новосибирской области произошло 53 ДТП с участием пешеходов, 4 из которых погибли, 53 травмированы. Если сравнивать с прошлым годом, то на 7% количество таких происшествий выросло. Число погибших увеличилось на 33,3%. Все наезды на пешеходов произошли в городах и населённых пунктах», – сообщил инспектор.

Фото Виктории Рыжих.jpg

Факторы риска для пешеходов

По словам специалиста, на аварии с участием пешеходов часто оказывают влияние сезонность и время суток. Самые низкие показатели смертности в случае наезда зарегистрированы в весенне-летний период. Связано это с увеличением продолжительности светового дня. В тёмное время суток отмечается рост числа пострадавших пешеходов. Чтобы этого избежать, сотрудники, Госавтоинспекции рекомендуют быть не только внимательными на дороге, а также использовать одежду и предметы со светоотражающими элементами.

«В тёмное время суток произошло 28 ДТП из 53, четыре пешехода погибли, 28 травмированы. Кроме того, на пешеходных переходах из общего количества случилось 32 ДТП и один пешеход погиб, а 35 травмированы. Все остальные пешеходы были вне зоны пешеходного перехода. 21 происшествие было совершено вне зоны пешеходного перехода – 3 пешехода погибло, 18 травмированы», – отметил Константин Шкабарня.

Фото Виктории Саликовой.jpg

Часто пешеходы попадают под колёса по собственной неосторожности – переходя дорогу они не смотрят по сторонам, чтобы убедиться в безопасности движения. Некоторые хотят скоротать время, перебегая проезжую часть в неположенном месте, забывая, что водитель не ожидает там встретить пешехода. Кто-то выскакивает на дорогу из-за автобусов на остановке, сугробов, больших кустистых деревьев, которые могут ограничивать видимость для водителей.

Бывают ситуации, когда один водитель остановился пропустить пешехода, а другой в соседнем ряду не понял этого манёвра, а человека не увидел. Конечно, согласно правилам дорожного движения, в этом ДТП виновным признают водителя. Хотя пешеходу от этого не легче. Он безусловно прав, но покалеченным придётся быть именно ему, не говоря уже о более печальном исходе. Та же ситуация может произойти, если человек шагает на проезжую часть сразу, как только для него загорается зелёный сигнал светофора. В этот момент кто-то из водителей может ещё продолжать движение, чтобы освободить перекрёсток.

«Из общего количества за январь 41 ДТП произошло по вине водителей. При этом один пешеход погиб, 44 травмированы. По собственной пешеходной неосторожности случилось 17 ДТП, 3 пешехода погибло, 14 травмированы», – рассказал специалист.

Штрафы

Удивительно, но пешеход не всегда понимает, что несёт такую же ответственность за свои поступки, как и автомобилист. Соблюдение Правил дорожного движения должно стать для него строгой нормой. В законодательстве предусмотрены штрафы для тех, кто их нарушает.

Фото_1 предоставлено отделом пропаганды безопасности дорожно движения Госавтоинспекции России по Новосибирской области .jpg

К примеру, если вы в тёмное время суток или в условиях недостаточной видимости будете идти по обочине или краю проезжей части вне населённых пунктов без видимых водителю световозвращающих элементов, вам грозит штраф в размере 500 рублей по статье 12.29 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Ту же сумму вам выпишет инспектор ГИБДД, когда вы перешли дорогу в неположенном месте. Если при этом вы создали помеху для движения транспорта, штраф увеличится в два раза. К тому же, если в случае такого нарушения будет нанесён средний или лёгкий вред здоровью человека, вам придётся заплатить до полутора тысяч рублей.

«В 2023 году было оштрафовано 88 550 пешеходов. За январь составлено 617 административных протоколов на пешеходов. В среднем инспекторам попадаются примерно 20 нарушителей в сутки. Конечно, их больше, но наша задача не оштрафовать, а предотвратить эти нарушения. Главное ведь, профилактика», – подметил Константин Шкабарня.

Рекомендации для пешеходов

Стать культурным и безопасным для себя и окружающих пешеходом не так уж и сложно. Достаточно соблюдать правила, уважительно относится ко всем участникам дорожного движения, понимать и соотносить особенности и условия на дороге.

Фото_1 Виктории Рыжих.jpg

«В первую очередь в условиях зимы нужно использовать светоотражающие элементы. Когда вы переходите дорогу по пешеходному переходу, регулируемому, нерегулируемому, снимайте капюшон, который осложняет видимость для самого пешехода. Это нужно для того, чтобы контролировать транспортный поток, видеть, остановились ли водители, видят они пешехода», – посоветовал инспектор.

Особое внимание, когда затор на дороге

Пробки иногда вводят пешеходов в заблуждение о том, что такая дорога безопасна и можно, не дойдя до “зебры”, аккуратно перебежать её. Что тут такого – автомобили же еле движутся. Вот тут и скрывается одна из “ловушек” для торопливых пешеходов. Например, один ряд стоит в “пробке”, а второй свободен, потому что стоит знак “Движение налево”. Машины из первого ряда закрывают для пешехода обзор, в итоге он видит только часть дороги. Из-за этого водитель второй полосы тоже может не заметить человека, как результат, не успеть притормозить вовремя.

Фото_1 с сайта adobestock.com.jpg

«Кроме того, если вы переходите дорогу, когда транспортные средства находятся в заторной ситуации, и водители останавливаются на пешеходных переходах, здесь нужно быть внимательными. Никогда не идите очень близко к грузовому автомобилю, например, впереди кабины, водитель вас просто не увидит. Особенно это касается детей. Он может начать движение и совершить наезд. Если вы обходите транспортное средство сзади, машины могут откатываться назад. Это тоже нужно учитывать пешеходам», – предупредил сотрудник Госавтоинспекции.

К тому же инспектор рекомендовал обратить особое внимание, если перед “зеброй” есть накат, обледенение.

«Если вы вдруг поскользнулись и упали, водитель должен вас заметить. При необходимости зовите на помощь. А также помогайте другим пешеходам, особенно пожилым людям, детям, которые упали на пешеходном переходе», – посоветовал Константин Шкабарня.

Фото_3 Виктории Рыжих.jpg

Нетрезвые пешеходы

О том, что переходить дорогу по пешеходному переходу можно только под прямым углом, наверняка знает каждый. При этом пешеход не должен задерживаться на проезжей части, создавая помехи другим участникам движения. А вот выходить на дорогу в состоянии алкогольного опьянения опасно не только для себя, но и для окружающих. Реакция у пьяного человека заторможена, в голове “лёгкость и безмятежность”, так что думать о собственной безопасности ему и в голову не приходит.

«Встречаются у нас и нетрезвые пешеходы, которые переходят дорогу. Этот момент очень важен. Здесь и водителям нужно быть внимательными. Но существует ответственность и для пешеходов. Если человек находится в нетрезвом состоянии, это будет отягчающим обстоятельством при расследовании ДТП», – пояснил эксперт.

Пропусти водителя, завершающего манёвр

“Пешеход всегда прав, но не всегда жив”. Подобная народная мудрость, к сожалению, часто подкрепляется печальной статистикой ДТП. Даже на “зебре” при зелёном сигнале светофора человек обязан убедиться, что его пропускают. Но и здесь есть свои нюансы.

Фото_2 Виктории Рыжих.jpg

«Возьмём любой оживлённый перекресток, где есть светофорное регулирование. Когда пешеход дождался разрешающий сигнал светофора и начал движение, он должен дать возможность завершить проезд перекрёстка транспортным средствам, которые поворачивают. У нас часто бывает, что водители, выезжающие налево, пропускают в прямом направлении движения транспортные средства. Если их много, то они проезжают на мигающий светофор, при этом пешеходам уже загорается зелёный. В этом случае они обязательно должны дать водителю завершить манёвр. Но чаще всего наоборот водители пропускают людей, шагнувших на дорогу, создавая затор на перекрёстке. Ладно, если это один автомобиль, а если их два или три», – заметил инспектор.

Где ждать трамвай

Трамвайные пути зачастую расположены посередине проезжей части. Движение организовано так неспроста. Когда трамвай идёт по центру, вагоновожатому всё отлично видно, и он ведёт его медленнее основного потока машин, чтобы была возможность предотвратить ДТП. К тому же при таком устройстве движения у пешеходов нет возможности внезапно выскочить под его колёса. Однако и здесь важно не пренебрегать правилами дорожного движения ни водителям, ни пешеходам.

Фото_2 Евгении Патрушевой.jpg

«Пункт 4.8 правил дорожного движения говорит о том, что ожидать маршрутное транспортное средство разрешается только на приподнятых над проезжей частью площадках. При их отсутствии - на тротуаре. В местах остановок транспортных средств, не оборудованных этими площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. Как только трамвай остановился, пешеход может идти к нему для посадки. При этом водители транспортных средств должны остановиться вместе с трамваем, пропуская пешеходов. Как только транспорт закрывает двери и начинает движение, водители могут ехать. При выходе из трамвая пешеходы не должны задерживаться на проезжей части, если это не связано с обеспечением безопасности дорожного движения», – пояснил Константин Шкабарня.

Безопасные перекрёстки

В Новосибирске на некоторых перекрестках изменили схему движения. Там пешеходы могут безопасно переходить дорогу, когда все машины стоят. 

«Небольшие перекрёстки, к примеру, пересечение улиц Геодезической и Блюхера, оборудованы системой работы светофоров в безопасном для пешеходов режиме, когда после запрещающего сигнала светофора загорается разрешающий во всех направлениях перекрёстка. Эта система позволила снизить до нуля наезды транспортных средств на пешеходов. В таких местах они могут пересекать проезжую часть как прямо, так и по диагонали», – сообщил специалист.

Правильный пример взрослых

Инспектор отметил, что очень важно уделять внимание несовершеннолетним, маленьким пешеходам. Пример взрослых для них должен быть всегда положительным.

Фото с сайта adobestock.com.jpg

«Когда дети переходят дорогу, в неустановленном месте – они полностью копируют взрослых. В первую очередь это нужно помнить родителям и всегда быть образцом для своих детей», – заключил Константин Шкабарня.

Главное отметьте для себя, что культурное поведение и соблюдение ПДД всеми участниками дорожного движения поможет максимально снизить риски и повлиять на уровень аварийности на дороге. Наше государство для этого делает очень многое: в школах и учреждениях дополнительного образования проводят обучение, активно идут информационно-просветительские кампании от Госавтоиснпекции, реализуются национальные проекты и многое другое. Но без нашей личной ответственности и мотивации все эти меры окажутся напрасными.

Ранее Горсайт писал о необходимости регистрации транспортного средства.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОТС-Горсайт в Telegram

Оставляем Только Суть

Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru