Одна из главных достопримечательностей Куйбышева поменяла место прописки: как оказалось, ранее самолёт стоял на частной земле, освободить которую через суд потребовал владелец.
Установленный в центре города больше тридцати лет назад транспортный самолёт все эти годы считался его визитной карточкой. Однако, последние несколько лет самолёт разрушался. Спасли отлучённый от неба летательный аппарат реставраторы.
— Сделать это было непросто, — рассказал руководитель общественного объединения «Правила взлёта» Илья Аксарин. — Работы оказалось больше раза в три, потому что я не думал, что здесь такое катастрофическое коррозионное состояние. Я в прошлом году залазил в него, осматривал. Там лежал такой значительный слой мусора, под самую палубу и основные очаги коррозии просто были не видны. Пришлось полностью делать заново силовой каркас, на котором держалась передняя стойка шасси, и делать усиливающую ферму в передней части фюзеляжа. Без этого существовал риск, что передняя стойка сложится в любой момент.
ИЛ-14 в Куйбышеве появился больше тридцати лет назад стараниями председателя горисполкома и бывшего авиатора Анатолия Петрова. Он мечтал организовать в самолёте детское кафе. Оно проработало совсем недолго. Последние несколько десятков лет ИЛ просто разрушался от коррозии и вандалов. Реставраторы дали самолёту возможность жить дальше. Деньги на восстановление собирали неравнодушные к авиации люди, помог сенатор Владимир Лаптев. Из центра города самолёт переехал в Первомайский сквер, где его установят на высокие антивандальные опоры. По словам реставраторов, работать ещё есть над чем. Самолёт предстоит покрасить — старую краску пришлось смыть — восстановить иллюминаторы, сделать подсветку.
Для уроженца Новосибирска Ильи Аксарина куйбышевский ИЛ-14 второй восстановленный на малой родине самолёт. Начинал когда-то с ТУ-104 в Бердске:
— Занимались мы им с Марией Кармановой, которая до сих пор этот самолёт ведёт. Мы ей помогаем, но так как я сейчас обитаю в Москве, то помогаю ей в основном запчастями, которые добываем и через ПАО Туполев и ряд авиаремонтных заводов, потому что старые запчасти добыть очень сложно.
Томск, Тверь, Рыбинск… это неполный перечень российских городов, где уже восстановлены авиационные памятники. Делать это необходимо, уверен Илья Аксарин:
— Я целенаправленно занимаюсь авиационными памятниками, находящимися в наиболее удручающем состоянии, так как считаю, что их необходимо сохранить, и если этим никто не занимается, сделаем мы, так как Россия и наш народ не должны терять свое историческое достояние, частью которого, безусловно, являются исторические воздушные суда. В нашей области такие тоже имеются. Это Ту-104 в Бердске, уникальный Ту-124 в СИбНИА, Куйбышевский Ил-14, еще один Ил-14, который восстанавливается до лётного состояния на аэродроме Мочище. В создаваемом в Толмачёво авиационном музее есть Ил-86, легендарный Ту-154 АК Алроса, совершивший вынужденную посадку на заброшенный аэродром в Ижме, и последний гражданский Ту-134, принадлежавший когда-то Алле Пугачёвой.
Солидарен с реставратором и житель Куйбышева Владимир Апарин: «Было принято правильное решение восстановить его и я думаю, что место здесь самое для него подходящее». Правда, новое место жительства самолёта одобрили не все. Горожане уверены, можно было найти более подходящее. Но главное, что куйбышевский ИЛ-14 восстановлен и сохранён. Поддерживать его состояние команда Аксарина намерена и дальше.
Оксана Тимошенко, фото автора