4 мая 2021 , 17:59 рубрика: Развлечения

Воспоминания Гурченко и Шукшина услышат зрители в эфире канала ОТС 9 Мая

Светлана Тиссен (театр «Глобус»), Богдан Денищук (аккордеон, «Рви меха»).

Кинопоезд запустит телеканал ОТС в честь 9 Мая: журналисты готовят для зрителей путешествие по любимым фильмам о войне. При этом #БЕЗВОЙНЫ объединит в себе и кино, и театр, и ТВ, а участники проекта расскажут о том, как снимали кинокартины о войне Пётр Тодоровский, Сергей Бондарчук, Леонид Быков.

С чем ассоциируется День Победы? С парадом, с поздравлениями ветеранов, со звучащими из уличных радиоточек песнями 40-50-х годов  и, конечно, с просмотром любимых фильмов. Тех самых, снятых авторами, которые сами пережили войну, которые не понаслышке знают, что такое сражаться за Родину. В основе проекта #БЕЗВОЙНЫ — воспоминания участников кино-экспедиций. Создатели проекта взяли автобиографические книги артистов и режиссёров советского кино и пересказали те отрывки, которые повествуют о работах над любимыми фильмами о Великой Отечественной войне.

— Почему мы решили рассказать о кино того времени? С одной стороны, благодарность от сегодняшних нас — большим мастерам, благодаря которым мы смотрим и слушаем, читаем замечательные произведения, — говорит автор проекта Екатерина Тихомирова. — Да, мы не можем сегодня взять интервью у этих великих мастеров. Но они оставили нам свои воспоминания. И фрагменты из книг актёров и режиссёров, стоят того, чтоб о них узнало молодое поколение. Чтобы эти воспоминания — 50-ти, 30-ти летней давности, зазвучали сегодня по-новому… с помощью телевизионных и театральных приёмов.

При этом создатели проекта поясняют: журналисты не берут на себя роль актёров и не пытаются изобразить, скажем, ни героинь фильма «А зори здесь тихие…», ни героев батальных кино-сцен. Рассказывая о том или ином эпизоде со съёмочных площадок известных фильмов — журналисты постарались перебросить мостик, от кино и телевидения прошлого века – в сегодняшний день.

imgonline-com-ua-Resize-DAFtD0VAXe.jpg

Антон Войналович, актёр театра «Красный Факел».

Воспоминания отбирались тщательно: нужно было найти в автобиографических книгах артистов именно те отрывки, которые повествуют о съёмках военных фильмов. Да ещё и повествуют так, чтобы слушать это было интересно зрителю.

— Мы взяли фильмы, которые снимали начиная с 1941 года и заканчивая 2000-м годом. В итоге из полусотни картин осталось около 15-ти.  Это, например, воспоминания Василия Шукшина о съёмках в «Они сражались за Родину». Или рассказ Петра Тодоровского о работе над «Военно-полевым романом», — объясняет Екатерина Тихомирова. — В процессе написания сценария, столкнулась с тем, что не обо всех военных фильмах, о которых хотелось бы рассказать, есть интересные факты. Реальные воспоминания участников съёмок. И тогда, неожиданно для меня самой, на помощь пришли соцсети. И блогеры с Украины, Белоруссии, разных городов России. Ребята, зная, что в их городах снимались фильмы, приезжали на эти места и показывали покадрово, где что снимали. Сопоставляли кадры из фильмов и то, как конкретная территория выглядит сегодня. В интернете достаточно много таких постов. Моя задача была эти факты проверить и разнообразить сценарные ходы с помощью этой информации.

imgonline-com-ua-Resize-Jq8wBWJkMyj.jpg

Автор проекта Екатерина Тихомирова, режиссёр-документалист Станислав Шуберт.

— У нас в телекомпании собрались очень талантливые и артистичные люди, — говорит Ольга Морозова, художник-постановщик проекта #БЕЗВОЙНЫ. — Мы регулярно делаем постановочные проекты, проморолики, фильмы, поэтому у журналистов уже наработан некий опыт, как с нашей помощью входить в образ. Работа с образом, с художественным текстом — у нашей телекомпании одна из сильных сторон. Важно, что и самим корреспондентам приятно принимать в этом участие. Ведь это здорово, когда помимо профессионального стандарта есть такая отдушина, возможность делать творческие вещи.

— К тому же своих ребят знаем уже много лет и, когда распределяли, кто про какой фильм будет рассказывать – пытались учесть и психотип и типаж. Конечно, нет журналистки, даже внешне похожей на Людмилу Гурченко, но у нас есть прекрасная Наталья Цопина, которая может чувствовать текст, тонко интонировать. И очень бережно отнестись к воспоминаниям Людмилы Марковны. И мне, как автору сценария, было приятно, когда коллеги знакомились с эпизодами и говорили: «Это написано словно специально для меня! Мне это подходит! » Здорово, что сумели так угадать, — добавляет Екатерина Тихомирова.

Рассказы журналистов в проекте #БЕЗВОЙНЫ перемежаются выступлениями артистов: первые словно работают над этими самыми фильмами, вторые — становятся героями фильмов о войне. Чтобы создать такой эффект, пришлось выстроить два павильона.

imgonline-com-ua-Resize-8eG72LUzg9DH.jpg

Съёмочный павильон проекта #БЕЗВОЙНЫ.

— У нас есть специальная маленькая студия, это пространство именно для постановочных проектов — рассказывает Ольга Морозова. — Там не записываются ежедневные программы, поэтому мы можем более свободно ей располагать. В ней мы снимали музыкальные номера в исполнении замечательных новосибирских артистов. А поскольку визуальной идеей всего проекта был образ кинопоезда, хотелось добавить в пространство атмосферу вагона, купе, где говорят по душам, поют песни… Во-первых, помог Интегральный музей-квартира Академгородка: 12 ретро-чемоданов, скатерти, книги, подстаканники, всё оттуда, спасибо большое за доброе сотрудничество. А получить необходимые детали внутренней обстановки помог директор телекомпании ОТС Сергей Эклер: договорился с железнодорожным подразделением, и для нас разобрали списанный вагон! Так в студии появилось окно поезда, полки, крепления для газет, столик. Теперь можно зайти туда и почувствовать себя в пути под стук колес поезда.

Пространство студии состоит из условных половинок, которые визуально делит ковровая дорожка. Одна половина это тот самый поезд, вторая — часть комнаты. В итоге зритель одновременно находится и в пространстве, откуда человек уезжает, и в дороге.

Вторую часть #БЕЗВОЙНЫ снимали в большом павильоне ОТС, где обычно готовят выпуски новостей. Поскольку он используется ежедневно, у создателей проекта были буквально сутки, чтобы успеть установить декорации и отснять все эпизоды. Снимали 14 часов! Но в итоге сумели сделать то, что хотели — создать атмосферу павильона абстрактной советской киностудии.

— Сколотили большие короба, покрасили их в белый и черный цвет, повесили на них постеры и кадры из фильмов, они отличаются в разных эпизодах, — вспоминает Ольга Морозова. — Музей документального кино и режиссер-документалист Станислав Шуберт очень помогли. В итоге в большом телевизионном павильоне у нас был работающий кинопроектор, настоящая кинокамера тех лет, бобины пленки, штативы, софиты — всё советских времён. А Станислав пришёл на съёмки и снимал один из эпизодов на реальную кинопленку. Это придало самому процессу особую атмосферу, свойственную фильмам тех лет.

imgonline-com-ua-Resize-S7wHYtcQJl.jpg

Журналисты канала ОТС Ксения Петренко и Алексей Кудинов.

Немного приблизиться к атмосфере советских фильмов пытались и с помощью костюмов: исполнительниц песен нарядили в платья по крою похожие на те, что носили в годы войны. А вот для эпизодов с журналистами сохранили монохромность дизайна кинопавильона: они работали в черно-белых футболках и худи, на спине которых было написано название проекта.

Журналисты в этом проекте выступают и как монтировщики кино-павильона: носят стремянки, поправляют софиты. Потом в какой-то момент поворачиваются к зрителю и…так начинается очередной эпизод. Мы старались с помощью операторского искусства создать эффект того, что движение в павильоне не останавливается. В итоге в течение часа с лишним наш зритель всё время будет путешествовать — на поезде. Из одного павильона в другой. Из одной картины – в другую.

Увидеть #БЕЗВОЙНЫ можно 9 Мая в 11.00 параллельно на канале ОТС и на Youtube-канале ОТС. Повтор #БЕЗВОЙНЫ покажут и вечером того же дня — в 17.00.На ОТС и ОТР.

Ася Малютина, фото телеканала ОТС


Комментарии 0