Яндекс Дзен

Одну из самых больших коллекций виниловых пластинок собрал новосибирец

Ретро
Одну из самых больших коллекций виниловых пластинок собрал новосибирец

Фото предоставлено Александром Комаровым

Для большинства людей грампластинка – это винтаж из прошлого века. Глубоко не вникая в качество звука, мы слушаем музыку через небольшие наушники или колонки, не задумываясь о том, что звук может быть объёмным, качественным и тёплым. День виниловой пластинки отмечается 12 августа. Об истории и эстетике винила Горсайт поговорил с коллекционером виниловых пластинок новосибирцем Александром Комаровым, в чьей коллекции сейчас насчитывается примерно 4000 пластинок.

— Я с раннего детства проявлял интерес к музыке. Родители рассказывали, что когда я был маленький, постоянно лез к радиоле, ставил пластинки, зацарапал их все. Интерес к коллекционированию появился в 80-е, мои школьные годы, тогда в СССР была очень популярна итальянская эстрада – Пупо, Челентано, Тото Кутуньо, Ricchi e Poveri, а через несколько лет произвели фурор итало-диско и евродиско – Savage, Radiorama. Bad Boys Blue, Joy, Modern Talking и другие. На пластинки денег не было в те годы, я коллекционировал записи на кассетах.

В самом начале 90-х начал покупать пластинки переходного периода, которые выходили на каких-то независимых фирмах, в основном, неофициальные пластинки знаменитых западных групп, в плохих изданиях. Ими были завалены прилавки музыкальных магазинов в то время. Фирменные пластинки стоили очень дорого для меня, и приходилось покупать такие. С этого всё началось. У меня даже что-то осталось с тех лет.

— Какую пластинку самую первую купили?

— Из первых пластинок были Beatles «Белый альбом», Dire Straits «Communiqué» в плохих изданиях, и, весь зашарканный, фирменный Led Zeppelin II. Первый раз я услышал Битлз, когда мне было лет 14, они очень сильно меня впечатлили, и от танцевальной музыки я перешёл к старой западной рок-музыке 60-х-70-х годов, и изучил эту тему достаточно хорошо. Сейчас я имею возможность купить многие любимые пластинки в хороших изданиях, свои старые давно уже заменил.

 — Какие самые любимые у вас, из тех, что на все времена?

— Какую-то одну пластинку выделить не могу. Раньше я слушал преимущественно западный рок, сейчас слушаю рок, джаз, классическую музыку, да и диско из детства порой приятно послушать. То есть абсолютно не зацикливаюсь на стилях и направлениях. Можно выделить несколько таких ярких пластинок или групп. Если брать рок-музыку, мне всегда нравились The Beatles, King Crimson, Jethro Tull, Pink Floyd. Эти группы собраны у меня полностью, от начала и до конца. Если брать джаз, то у меня много дисков Майлза Дэвиса, Джона Колтрейна, Роланда Кирка, ну и других джазовых музыкантов конца 50-х-60-х. Любимых пластинок много, тут одну я бы не стал выделять.

— Как часто вы слушаете пластинки?

— Постоянно, по несколько пластинок в день, когда есть свободное время.

 — Есть ли какие-то редкие пластинки, которые очень хочется заполучить в коллекцию, но вы их никак не можете найти?

— Много есть такого, что я хотел бы иметь в своей коллекции. Просто с пластинками какая ситуация – один и тот же музыкальный материал может стоить абсолютно разных денег, в зависимости от изданий. Оригинальная английская пластинка может стоить, к примеру, 1000 евро, а её современное переиздание 20 евро, то есть 2000 рублей. Я могу себе позволить покупать пластинки, которые мне нравятся, но не всегда в тех изданиях, в которых хотелось бы. Некоторые пластинки стоят очень дорого, и они мне не по карману, к сожалению.

eadJVGRJAJY.jpg

Сейчас большой интерес к винилу вообще в мире, и редкими становятся даже пластинки 90-х-2000-х годов. Порой удивляешься, ведь не так давно это было, но даже они могут стоить очень приличных денег, по 200-300 евро легко. 90-е годы – это время компакт-дисков, и пластинок выпускалось очень мало, потому многие релизы 90-х на виниле сейчас стоят очень дорого. Многие альбомы издавались в то время исключительно на CD. Не все группы могли себе позволить издавать пластинки параллельно с CD. У Роллинг Стоунз, к примеру, все альбомы выходили на виниле. Более современные группы 90-х годов, к примеру, Oasis, Blur, тоже выпускали свои альбомы не только на CD, но и на виниле, и их оригинальные виниловые пластинки стоят сейчас очень приличных денег.

— Вы рассказываете про западные группы, а что с советскими и российскими пластинками?

— Если брать советские, очень ценится качественная эстрада, например, Муслим Магомаев, Ободзинский, некоторые ВИА. Подобные пластинки очень трудно найти в хорошем состоянии, и в достойном виде они могут стоить несколько тысяч рублей. Классика, определённые исполнители, например, Леонид Коган, может стоить очень больших денег.

Советские и российские пластинки, в общем и целом, стоят недорого, многие по 100 рублей можно купить. Но какие-то отдельные малотиражные, те, что уже стали раритетами, стоят очень серьёзно. И интерес к ним есть не только в России, но и в других странах.

— Можете что-то рассказать об истории винила в Новосибирске – обмен пластинок, покупка – как это было и что происходит сейчас? Есть ли сейчас в Новосибирске клубы любителей винила? И вообще, где вы покупаете пластинки?

— Да, конечно, у меня много знакомых среди меломанов. И раньше у нас было место встречи – ДК Чкалова, но, к сожалению, в связи с пандемией в прошлом году нас оттуда попросили. ДК Чкалова знали в других городах, там около 20 лет собирались меломаны каждое воскресенье. Сейчас клуб переехал в ДК Металлург, он меньше по размеру, в нём также собираются по воскресеньям примерно с 9 утра, и туда тоже периодически приезжают гости из ближайших городов. У любого коллекционера скапливается много пластинок-дублей, это место, где можно что-то поменять, продать, купить. Хорошее место для коллекционеров. Ещё я помню кинотеатр “Пионер”, это 90-е годы, а до этого ДК Прогресс – это то, что я застал. Из магазинов в Новосибирске могу выделить салон Hi-Fi, недалеко от пересечения улицы Советской с улицей Гоголя, у них выставлена приличная коллекция винтажного и нового винила. Там работают профессионалы, более 25 лет занимаются в городе этой темой, не только пластинками, но и аудиотехникой, могут подобрать и привезти аппаратуру на любой вкус и кошелек, от относительно недорогой до элитной. Ещё мне нравится салон АВ Дизайн на Ленина,55 с очень приятным в общении и компетентным владельцем, там тоже есть пластинки, не очень много, но сотрудники всегда готовы поискать что-нибудь под заказ. Есть интернет-магазины, Ebay, Discogs, тут каждый сам решает. Я в заграничных поездках много чего купил, это намного выгоднее относительно российских цен.

— Сколько стоит самая дорогая пластинка в вашей коллекции и кто исполнитель?

— У меня есть пластинки в ценовой категории 20-40 тысяч рублей, но таких не много. Это единичные пластинки, которые я очень люблю, к примеру, оригинальный английский первый альбом King Crimson в отличном состоянии, оригинальные пластинки The Beatles. Моя коллекция существует с начала 90-х. Какие-то вещи я купил давно, когда они стоили существенно дешевле, сейчас цены на коллекционные пластинки значительно выросли во всём мире.

 — Как организована систематизация коллекции?

— У меня всё расставлено по жанрам, в алфавитном порядке. Джаз отдельно, рок отдельно и т.п. Альбомы, которые мне очень нравятся, могут быть в нескольких изданиях, если мне этого хочется и есть возможность купить. Сейчас знаковые альбомы переиздают очень красиво, и современные издания иногда тоже хочется купить. Оформление бывает совсем другое, бывает, в виде коробок издают, бывает, просто красивые буклеты, где-то и звук, кстати, неплохой. Я не буду все новые релизы ругать – предпочитаю старые пластинки, но новые бывают тоже очень хорошо сделаны. И по звуку в том числе. Плюс существуют специальные аудиофильские издания, пластинки высокого качества, там очень серьёзная работа проделывается, и порой, они очень здорово играют, даже удивляюсь, как так можно сделать.

— Как правильно хранить пластинки, какие нюансы?

— Сначала нужно пластинку помыть, вложить во внутренний антистатический конверт, потом вложить во внешний конверт, с клапаном желательно, и поставить вертикально на полку. И избегать попадания прямого солнечного света. Надо, чтобы не было источников тепла рядом с пластинками, это очень важно. И влажность чтобы была более-менее нормальная, когда очень сухо – это плохо. Если соблюдать эти правила, ничего плохого с пластинками не произойдёт.

— По количеству оборотов классика – 33 1/3 оборота. Что сейчас?

— Да-да, основное количество пластинок выходило на этой скорости. В 60-70-е годы в большом количестве выпускали маленькие семидюймовые пластинки, синглы, они были на 45 оборотов. Почти все винилы для ди-джеев выпускают на 45 оборотов. Многие современные пластинки, в том числе, аудиофильские издания делают на 45 оборотов, считается, что именно в таком формате выше качество звучания, и так оно и есть. А ещё были пластинки на 78 оборотов – патефонные, ну и на радиолах диски на такой скорости крутили. Сейчас этот формат почти не используется, у меня в коллекции таких единицы, может где-то и выпускают для каких-то целей, но в основном сейчас винил на 33 1/3 и на 45 оборотов.

2w0cI-P7Ii0.jpg

 — А на интернет-сервисах попадаются ли какие-то редкие пластинки из старых коллекций?

— Проблема в том, что в советское время мало было хороших коллекций, так как фирменные пластинки стоили очень дорого. Для примера, какая-нибудь ходовая пластинка, актуальная в то время, могла стоить 60-70 советских рублей, для кого-то это половина зарплаты, и мало кто мог себе позволить накупить их много. Были, конечно, состоятельные люди, но в основном коллекции представляют собой несколько десятков пластинок, довольно-таки запиленных и неинтересных по изданиям, потому что привозили их так: условно говоря, ехал человек в ГДР или ФРГ в 80-м году и покупал пластинку, например, альбом Битлз 1965 года в уже позднем  переиздании. Сейчас такие диски большой ценности не представляют. А советских пластинок довольно много продаётся в интернете, я себе иногда покупаю. Иногда люди выставляют их в интернет и, не разбираясь, ломят неадекватные цены, а бывает наоборот. Нужно разбираться. Но интересные пластинки не так легко найти. Стандартный набор в семье в то время – это эстрада 70-80-х, Алла Пугачева, «Верасы», всякие сборники советской эстрады. У всех одно и то же. Много советских пластинок сейчас продаётся в плохом состоянии.

 — Каковы преимущества винила относительно других носителей? Почему вообще люди интересуются винилом?

— Главное преимущество – это аналоговое звучание, особенно это касается первопрессных старых пластинок, многие действительно здорово записаны. Тем, кто глубоко эту тему не изучал, кажется, что щелчки там какие-то, потрескивания. Если на это не обращать внимания (а человек, который очень много слушает пластинок, перестаёт обращать внимание на мелкие какие-то дефекты), то звук на виниле от цифрового отличается очень сильно.

— Это как плёнка и цифровая фотография?

— Ну да. Я к цифровой фотографии хорошо, в общем, отношусь, но действительно, в плёнке что-то такое своеобразное есть. В 90-е годы у меня винила было мало, в основном компакт-диски, причём много. И через какое-то время я эту коллекцию заменил на винил. Именно из-за того, что ставишь диск, но что-то не то, какие-то цифровые цыканья, не знаю, как это даже объяснить тем, кто в это глубоко не вникал. Винил – это тёплый и приятный звук, который ни с чем не спутаешь, это первое. Второе – это оформление, большие обложки: очень много внимания дизайну уделялось, особенно в 60-70-е годы. Приятно посмотреть конверт, почитать, полистать. Компакт-диск – это крохотная картиночка, где надо разглядывать, что там нарисовано. И третье – молодёжь сейчас покупает пластинки, им нравится сама эстетика, как на проигрывателе вертится пластинка, это такой винтаж, завораживает это вращение диска, иголка, которая опускается и извлекает звуки, что-то в этом есть привлекательное для людей.

 — Есть у вас советы и пожелания фанатам винила?

— Посоветовал бы сравнивать и сразу выбирать какие-то интересные варианты пластинок, чтобы их не заменять, это тоже важно, потому что у меня такое было многократно, что купил пластинку в каком-то простом издании, потом хочется более качественное, надо эту продавать или обменивать, это всё лишние проблемы. Не всегда лучшие пластинки – дорогие, тут по-разному: бывает, изумительные пластинки стоят очень дёшево, то есть это увлечение доступно абсолютно всем. Главное – это любовь к музыке, и тогда, я считаю, люди, которые очень глубоко в этой теме, они смогут собрать хорошую коллекцию. Ну и важно, чтобы близкие люди это увлечение разделяли и в этом поддерживали, и всё будет здорово.

 Елена Волжанкина



Поделиться новостью:

Добавьте ГОРСАЙТ в избранное

Похожие новости