Компания предложила всем сотрудникам в России уволиться по соглашению сторон. Однако, это лишит их всех социальных гарантий, на которые они рассчитывают. Официально руководство с работниками уже попрощалось, однако сокращений или увольнений по другим статьям ещё не было.
Нина Харитонова работает в IKEA вот уже 12 лет, семь из них – лидер профсоюза магазина в Новосибирске.
– Компания заявила о сокращении бизнеса в России и оптимизации штата, но фактически «Икеа» ещё не прекратила в стране своё существование. Увольнений не было. С момента закрытия магазина сотрудники проходят тренинги, повышают квалификацию. Зарплата начисляется в соответствии с контрактами, как если бы продолжали работать. Полная ставка 40 часов в неделю – полный оклад, контракт на 16 часов – оклад за такое время, – рассказала сотрудница IKEA в Новосибирске в беседе с АиФ-Новосибирск.
Сотрудники учат иностранный язык через мобильное приложение, устраивают мастер-классы по интересам, проводят тим-билдинги.
По словам Нины, о ликвидации предприятия ещё не объявляли. Но неожиданно пригласили на общее собрание по видеосвязи, где с сотрудниками официально попрощались генеральный директор розничной сети IKEA в России Понтус Эрнтелл и другие иностранные руководители IKEA. Поблагодарили всех за работу, но при этом никаких объяснений не дали.
Теперь компания собирается предложить сотрудникам увольнения по соглашению сторон. А вот ликвидация, сокращение и прочие сценарии массовых увольнений, предусмотренные действующим законодательством, не планируются.
Поскольку в компании работает много сотрудников, которым сложно будет найти новую работу – инвалиды, работники старшего возраста, молодые мамы, в том числе многодетные или одинокие – Нина Харитонова пояснила начальству, что соглашение сторон далеко не для всех сотрудников является выгодным или даже приемлемым вариантом.
– Начальство не поддержало позицию профсоюза. В «Икеа» считают, что делают сотрудникам благо. На мой взгляд, людей выталкивают в неизвестность, – заявила она.
При увольнении по соглашению сторон сотрудников выплачивается от пяти до семи месячных окладов. Профсоюз считает это несправедливым, так как в таком случае трудовой договор расторгается в день подписания соглашения. Человек уходит с компенсацией. В российской практике – это три-пять месячных окладов. Также сотрудник лишается всех возможных социальных гарантий: ДМС, страховки от несчастных случаев, пенсионные начисления и оплата подоходного налога.
При официальной ликвидации компания объявляет об этом за три месяца до увольнения. В течение этого срока сотрудники должны получать свой оклад. Уходят они ещё с одним окладом в качестве компенсации за ликвидацию. И если работник становится на учёт в центр занятости, то в течение двух месяцев ещё раз получает полный оклад, в случае, если не находит работу до этого момента.
– Мы получаем те же шесть окладов, но плюсом к ним идут социальные гарантии. Биржа труда – это и реальная помощь в трудоустройстве, и непрерывный стаж, и пособия по безработице. Аналогичная схема действует при сокращении штата, – пояснила Нина Харитонова.
Профсоюз настаивает, чтобы увольнения были не по соглашению сторон, а в связи с ликвидацией предприятия.
– В случае ликвидации предприятия мы будем требовать введения внешнего управления, либо национализации компании, чтобы люди смогли сохранить рабочие места, – добавила сотрудник.
Непонятным остаётся и тот факт, что интерьеры разбирать не собираются, товары, которые размещены в качестве выставочных образцов, тоже не трогают. Магазин не работает, но по-прежнему занимает площадь со своей продукцией.
На территории бывшей Югославии существовал магазин IKEA. Когда страна распалась, магазин законсервировали на несколько лет. Не случится ли то же самое в России?
В новосибирском магазине работали примерно 550 человек. В целом же речь идёт о судьбах где-то 15-19 тысяч сотрудников и их семьях по всей России. Ведь это не только сами магазины, это и заводы, и центральный склад, и аффилированные компании, которые занимались сборкой, доставкой товаров.
Кстати, Швеция, как, впрочем, и вся остальная Европа, всегда яро выступавшая против любой дискриминации и топившая за толерантность, на деле проявляет ту же дискриминацию по национальному признаку во всей красе. Так, есть информация о том, что к потерявшим работу сотрудникам ИКЕА-Украина отношение у руководства совершенно иное: компания материально помогает им с переездом и трудоустройством в другие города и страны ЕС.