Клёв на Оби сегодня неважный. Река обмелела, да и погода — не особо рыбацкая. Махмадали Хасанович в очередной раз забросит снасти и будет ждать. Скорее всего, выудит трёх-чётырех карасей. И отнесет домой, жене.
— Ну, на жарку, на копчение, — говорит рыболов-любитель Махмадали Мирзоев. — Тут уже как получится — хозяйка делает.
Те, кто поудачливее, могут на своём хобби и заработать. Или соседям продать излишки, или на импровизированную торговую точку отнести. Тамара Александровна сидит на этом месте 27 лет. Судаки — в сумке-холодильнике, реклама — минимальная. Её и так знают все проезжающие мимо автомобилисты. Но торговлю бойкой не назовешь: в безрыбный день продажа колеблется от двух до трёх килограммов.
В Российском Правительстве решили — частный рыбный бизнес нужно легализовать. Это в Новосибирске — дело не такое прибыльное. А, например, на Байкале копченый или вяленый омуль кормит целые посёлки. Новый законопроект должен позволить рыбакам пополнять семейный бюджет без риска нарваться на штрафы.
Продать за один раз можно будет до трёх суточных уловов. По действующим нормам, это десять килограммов рыбы в день. Если, конечно, вы не выловите пудовую щуку — это исключение. Кроме того, каждый россиянин имеет право поймать пятьдесят раков за одни сутки.
Но вот чтобы этих раков продать, нужно будет сначала получить рыболовный билет. Такие правила хорошо знакомы охотникам. Но там и законы другие — без такого документа просто нельзя стрелять ни утку, ни кабана. А рыбу ловить — можно просто так. Сейчас даже сети легализовали — нужно только их зарегистрировать. Поэтому сами рыбаки пока не понимают — зачем нужны нововведения?
— Общались с Росрыболовством на эту тематику — никто не понимает, что это не облегчит путь, — говорит Ольга Чернавина, президент Федерации рыболовного спорта Новосибирской области. — Ну, купил он билет — да, я буду продавать. Соответственно, сразу подключается санэпидстанция — а что он там будет продавать? Тут же налоговая. И как эти механизмы регулировать?
Непонятны и сроки, в течение которых рыбак может отнести своего карася на рынок. И само понятие «рыбная продукция» — можно ли будет, например, продавать котлеты или пельмени? Так что изменения в законопроект ещё будут вносить. А рыболовы — пока по-прежнему продавать копченого леща соседям. Без всякого документа.
Сергей Толмачев, программа «Новости» на «ОТС»