В период с января по октябрь 2023 года в Банк России поступило 145 жалоб, в которых новосибирцы выражали несогласие с условиями заключенных договоров кредитования или займа. Это почти на четверть больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В большинстве заявлений новосибирцев не устраивали условия, на которых банки оформили потребительские кредиты. Также люди жаловались на условия по ипотеке или автокредиту. В 46 жалобах новосибирцы просили Банк России проверить законность условий договоров микрозайма.
– Довольно часто такие жалобы возникают из-за недобросовестной рекламы. Баннер на сайте или предложение в личном кабинете обещают привлекательную ставку по кредиту или займу. С этими ожиданиями клиент обращается к кредитору и сильно удивляется, когда условия его договора совсем не такие, как в рекламе, – рассказала первый заместитель начальника Сибирского ГУ Банка России Марина Асаралиева.
Далее, уже по факту выясняется, что получить «рекламную» ставку сложно и дорого – для этого нужно купить дополнительные страховки, оформить подписку на что-нибудь или открыть вклад. Естественно, клиент недоволен. Менеджер разводит руками – все условия можно почитать на официальном сайте.
– И они там действительно есть, только их найти сложно, а тем более в них разобраться. Новый закон, который вступил в силу с 23 октября, сделал условия кредитования прозрачнее ещё на этапе изучения рекламных предложений, – продолжила Марина Асаралиева.
Она отметила, что, по новым правилам, банки и микрофинансовые организации теперь обязаны в любой рекламе, будь то видео- и аудиоролики, статьи или публикации на своих сайтах или в мобильных приложениях – указывать диапазон полной стоимости кредита или займа. Причём таким образом, чтобы привлекательные условия не были более заметными, чем все остальные. То есть полную информацию о стоимости кредита необходимо отображать тем же шрифтом, что и минимальную ставку. Люди уже из рекламы должны узнавать, какие дополнительные продукты или услуги нужно купить, чтобы получить деньги в долг на самых выгодных условиях. Так заёмщики смогут корректно рассчитывать финансовую нагрузку и принимать решение о кредите или займе.
Если вы считаете, что вас ввели в заблуждение, вы можете направить жалобу на финансовые организации в Банк России через интернет-приемную на официальном сайте регулятора. Для решения денежных споров необходимо обращаться к финансовому уполномоченному, чьи услуги для людей бесплатны.