Бронепоезда «Сибиряк-барабинец» начали собирать в ноябре 1941 года в депо Барабинска Омской железной дороги. Директива сверху была следующая – «Одеть в броню паровоз, оборудовать четыре платформы для установки пушек и пулеметов, одну платформу для зенитной установки, две ― для перевозки верхнего строения пути. Укомплектовать две бригады в два лица с правом управления паровозом, подобрать четырех машинистов».
Но в депо тогда не знали, как подойти к задаче, не было опыта. Во время гражданской войны здесь никогда не собирали бронепоезда. В соседних регионах тоже были проблемы с опытными специалистами. Рабочим выделили материалы, но даже то, как крепить бронелисты по началу не понимали.
Задачу пришлось решать втроём: главному инженеру Константину Веревкину, мастеру Константину Мецнеру и главе депо Константину Голикову. Они основательно подошли к делу, подавая пример мастерам и обычным рабочим.
Начали с ремонта паровоза серии Ов № 5744. Модернизация состава прошла за кратчайшие сроки. Заменили паровозные оси на более мощные, усилили платформы под броню.
Все работали в поте лица по 14-15 часов в день. По началу казалось, что в необорудованном для таких задач месте не получится создать боевую машину, но после появилась уверенность в своих силах. При этом многие детали приходилось ваять на месте кустарным образом по присланным чертежам.
В итоге машину оснастили командирской рубкой, на каждой площадке 76-миллиметровые орудия и четыре пулеметные установки. После испытаний и подготовки команды название «Сибиряк-барабинец» крупным росчерком вывел на тендере местный художник Поманский.
В 1942 году поезд отправили на войну в подмосковье. Машина хорошо оказала себе при защите столицы от авианалётов. Тем не менее, сама по себе конструкция была не идеальна. Машинистам прямо во время боёв приходилось исправлять поломки и поднимать давление в котлах.
«Умираешь там, где стоишь!» ―говорили все в опытном экипаже. В одном из сражений машинист Петр Мялицын спас команду бронепоезда: засыпал в котел порцию мокрого топлива и, обдав себя с ног до головы холодной водой, через шуровочное отверстие влез в раскаленную топку, начав работать кувалдой. Только так удалось сдвинуть с колёс машину. Из-за этого он получил серьёзыне ожоги, сохранил жизни.
«В 1944 году «Сибиряк-барабинец» участвовал в освобождении Медвежьегорска и Петрозаводска. Долгожданную Победу его команда встретила на территории Октябрьской железной дороги залпом из всех орудий», – сообщили в «ЧС-ИНФО».