Яндекс Дзен
Культура

Ломаем стереотипы: новосибирский музей показал поверхностные фотоработы

Знаменитый московский фотограф прилетел в Новосибирск и продемонстрировал поверхностное искусство. Автор запечатлел лес и призвал гостей критически отнестись к мимолётной демонстрации фотографий.  

Ломаем стереотипы: новосибирский музей показал поверхностные фотоработы

Фото: Горсайт/Александр Корепанов

В Новосибирске открылась экспериментальная фотовыставка «Вокруг леса» именитого московского фотографа Владислава Ефимова 10 августа. Столица Сибири стала первой после Москвы, куда прилетел творец, чтобы показать свои работы. Место выбрали знаковое – Новосибирский государственный художественный музей. Правда, храм искусства обычно придерживается высоких ценностей – «глубокие» картины, признанные мировые шедевры. В этот раз сделали исключение.

– Все привыкли видеть музей с классическими, академическими проектами. Мы стараемся ломать стереотипы в воображении зрителей, которые к нам приходят. Сегодняшний проект «Вокруг леса» – это тому яркое подтверждение, – рассказал замдиректора НГХМ Юрий Яшкин.

CApmYwv9Aw4.jpg

Нужно понимать, что Владислав Ефимов начинал в 80-х в коллективе «Непосредственная фотография». Эпоха перестройки толкала тогда ещё молодых экспериментаторов находить новые решения. Объединившиеся стали пионерами в области интерактивной инсталляции. Сам Владислав участвовал во множестве международных проектов. Его работы хранятся в Государственном Русском Музее Санкт Петербурга; Центре Помпиду, Париж; Московском музее современного искусства; Государственном Центре Современного Искусства, Москва; n.b.k., Берлин.

Однако почему-то встречали художника лишь сотрудники НГХМ. Они действительно провели тёплый приём и даже сделали подарок гостю. Вопрос в другом, почему официальные представители департамента культуры Новосибирска не соизволили побывать на открытии знаковой фигуры отечественной фотографии?

6NhKuAzKcuM.jpg

Сама же выставка, как написано в пригласительном буклете, посвящена «…опытам наблюдения над зеленой поверхностью леса, его природой и структурой… Многие из отдельных частей леса остаются незамеченными и размытыми для наблюдателя, а память про лесное приключение стирается – то есть линейное перемещение зрителя вдоль границ леса приводит к неразличимости его деталей».

Экспозиция представлена фотографиями: смазанные, как будто проносящиеся из окна образы, наблюдаемые из окна мчащейся машины; быстро меняющиеся фотографии и детальное, максимально приближенные изображения поверхности травы или листьев через специальную «линзу».

Удивительно, но Владислав Ефимова заявил, что просмотр выставки не займёт более семи минут. А учитывая, сколько представлено экспонатов – время действительно короткое. Погружение в детали, размышления отсекаются. Москвич признаётся, что что смотреть можно куда угодно.

– В лес или в угол, без разницы. Результат будет одинаковый для искусства. Главное в этом наблюдении – что с этим делается, какая критика вводится в отношении метода. Это визуальный эксперимент, но он не останется в вечности. Всё это развалится, куда-то девается или выбрасывается. Всё современное искусство вообще поверхностно. Глубина – это для живописцев. Но тут поверхностное наблюдение, которое может произвести какой-то объемный образ. Художник прост, не надо требовать от него, о чём он размышлял, фиксировал. Это скорее скольжение, – рассказал Горсайту фотограф.

M9BByxuKsO8.jpg

В разговоре он также подчеркнул, что тема леса актуальна в связи с проблемой экологии, которая в последние годы набирает обороты. Переработка, безотходность, сохранение природы. С этим согласна художник Юлия Кикоть. Она подчёркивает, выставка – это сознательное издевательство.

– Тут нужно понимать концепт. Мы видим деревья, видим их, как будто в машине пролетаем. Здесь идёт состояние, как всё растёт, и мы окружены жизнью. Естественно, все фанерные подставки — это глупое использование природы, живого организма. Всё равно что Гитлер оторвал бы руки и из этого сконструировал какие-нибудь подставки. В этом концепция, что это живые организмы, живая планета и совершенно не обязательно использовать её как живую подставку для тумбочек, телевизоров. Есть целая куча мусора, пластика, которую можно легко обработать, и она будет приятной, – рассказала Горсайту художник Юлия Кикоть.

Каждый посетитель найдёт что-то своё. Но не нужно искать старые мотивы – русское поле, лес, мать земля. Главное – критическое отношение к взгляду на пространство леса. Выставка проходит с 10 августа до 4 сентября.

FBiGnP0joQE.jpg
Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт


Поделиться новостью: