Яндекс Дзен
Общество

Афганец-новосибирец подарил значок бойцу СВО и попросил вернуть после победы

Валерий Акимов из Карасукского района на бензовозе проехал дорогами Афганистана. Ему приходилось заправлять танки под обстрелами. Поддержал земляка-бойца СВО из Краснозёрского района, подарил значок парашютиста и взял обещание вернуть после победы.

Афганец-новосибирец подарил значок бойцу СВО и попросил вернуть после победы

Ольга Левина / Горсайт

«Шурави», или «бача», – так называют афганца Валерия Акимова из Карасукского района Новосибирской области. Он прошёл, точнее проехал на бензовозе, дорогами Афганистана. Сибиряк накануне дня вывода оттуда советских войск и памятной даты для россиян – Дня памяти воинов-интернационалистов, который отмечают 15 февраля, поделился воспоминаниями.

Афганец-десантник хорошо понимает, как сложно бойцам в зоне специальной военной операции. Чтобы поддержать военного из Краснозёрского района, подарил мужчине значок и попросил лично вернуть его после возвращения домой.

DSC_0260.JPG

Мечтал о ВДВ

Валерий Акимов родился, вырос и долгие годы жил на станции Зубково в Краснозёрском районе, и только последние несколько лет стал карасучанином. Родители воспитывали сына и старшую дочь. Как говорит Валерий, детство было обычным для сибиряка – игры на улице, особенно в хоккей с друзьями. Как и многие, подросток мечтал служить в армии, стать десантником. Примером послужил старший товарищ – Сергей Молчанов. Парень ушел в армию на два года раньше и попал в Афганистан. Сергей вернулся в мае 85-го, был уже другим человеком. Не просто солдатом, а взрослым, серьезным, с каким-то новым взглядом. О войне рассказывал неохотно, да и в Сибири тогда немного знали о том, что происходило в Афганистане.

«В одной школе учились, жили напротив друг друга, до сих пор общаемся. Он служил в разведке, я попал в его дивизию, потом в танковый батальон. Молодые были, расспрашивали, интересно же. Он потом на историка выучился, в нашей школе работал, ученики его называли Душманом за строгость и дисциплину», – рассказал Горсайту Валерий Акимов из Карасука.

collage - 2025-02-14T195606.176.jpg

24 октября 1985 года на проводы собрались родные, друзья, практически все жители станции Зубково. В военкомате юноша узнал, что службу будет нести в десантных войсках, чему очень обрадовался. На «холодильник» приехал с другом из станции Зубково Владимиром Борзунов и ещё с земляками из Петропавловки, Орехов лог родного Краснозёрского района. Поезд, длительная дорога – из Фергана в Узбекистан за пять дней.

«Я дальше своего района не выезжал. В Новосибирск приехали в фуфайках, другой-то одежды не было. Дорога длинная – Сибирь, степи, а потом началась настоящая Азия. Помню, как впервые увидел верблюдов и ослов – для нас это казалось удивительным. В поезде обменяли свои фуфайки на местные сладости, фрукты. От станции топали пять километров до учебной части в ферганской долине», – вспомнил карасучанин.

DSC_0263.JPG

Фуфайки, верблюды и ослы

Полгода, с сентября по март, прошли в учебке. Уже тогда земляки понимали, что их готовят к отправке в Афганистан.

«Никакого страха не было, молодые, горячие. Готовились к трём прыжкам с парашютом: в первый раз думал, что никогда не приземлюсь, ребята и сапоги теряли, собрали парашюты, потом пять километров их на себе тащили. Второй – уже проще. К третьему прыжку появляется уверенность», – пояснил Валерий Акимов.

Попал сибиряк в автомобильные войска, осваивал БТР, Урал, КамАЗ и МАЗ. Параллельно проходил физическую, строевую подготовку. Учения по стрельбе отрабатывали в специальном кишлаке, а сибиряка удивили небольшие строения из камня и глины.

«Командир роты нас гонял, он воевал в Афганистане. Учил, как вести бой в городе и в кишлаках, как двигаться в колонне, как правильно атаковать и защищаться. Постоянные марш-броски, пробежки, прыжки, отжимания… И бесконечный туман, сырость в ферганской долине. Три месяца не было солнца. Осенью ночами холод, а днём серая мгла, сырость. Шутили, что фуфайка, как одна майка», – добавил мужчина.

26 апреля 1986 года солдат построили. Офицер обратился к ним: «… Вы идёте в Афганистан», предложил сделать шаг вперёд тем, кто отказывается. Все стояли на месте.

DSC_0267.JPG

Первое боевое задание   

Пассажирский ТУ-154 вылетел из Ферганы в Кабул. Только сейчас Валерий Акимов понял, что шутки кончились. Построение, распределение по частям. Валерий попал в автомобильный взвод материального обеспечения при 103-й дивизии.

13 мая был его первый боевой выезд. Валерия посадили за руль бензовоза, за спиной 5 тонн топлива для боевых машин. В колонне на своём Урале шел предпоследним.

Вечером колонна направилась в сторону Пули-Хумри, на севере Афганистана. Впереди танки, за ними – пехота, за пехотой – остальная техника. Валерий Акимов на своём бензовозе. Вот тогда услышал звуки боя – вдали шёл обстрел, работали минометы. Утром заняли позиции.

Обычная боевая операция: пехота ушла в «зелёнку», на высоту, снизу артиллерия и танки их прикрывали. Остальные оставались в долине. Машины расставили в отдалении друг от друга, чтобы при подрыве не пострадали все.

«Камнями обкладывал шесть метровых колёс, чтобы при обстреле не пробили. Вдали слышны были выстрелы, взрывы, душманы использовали гранатомёты. Наша артиллерия отвечала, танкисты ждали команды, координаты», – поделился воспоминаниями афганец.

Ночевали на улице. В машинах, тем более в бензовозе или грузовиках со снарядами, располагаться было опасно.

«Рыли укрытие, над ним ставили танк, обкладывали вокруг камнями, выстилали одеялами и ночевали», – добавил он.

Так жили две-три недели. После выполнения поставленной задачи колонна возвращалась обратно.

«Через несколько месяцев уже привык к стрельбе», – сказал он.

DSC_0283.JPG

Подвели тормоза на спуске с горы 

За два года Валерий Акимов участвовал примерно в 15-16 операциях. Помнит, как однажды в пути у него отказали тормоза. Его колонна двигалась по узкой горной дороге. Впереди – грузовики, позади – бензовоз. Тормоза отказали в самый неподходящий момент.

«Машина не слушалась, двигалась вниз. Врезался во впереди идущий комбатовский автомобиль с будкой. Конечно, отругали, мол, не умеешь ездить. Дембеля, молодцы, подскочили, подшаманили. Потом я тщательно ремонтировал свою машину, чтобы не встать в пути», – вспомнил афганец из Карасука.

Валерий Акимов отметил, что за полтора года боевых действий он не попадал под обстрелы. Говорит, повезло. Побаивались душманы десантников, ведь в колонне всегда были танки, пехота, каждый водитель вооружён. Чаще попадали под прицел небольшие колонны, бензовозы или автомобили со снарядами или провизией.

«Всегда были наготове. Днём едем вдоль: то там, то тут зеркала сверху блестят, значит, за нами наблюдают», – уточнил мужчина.

DSC_0288.JPG

Вызвал гнев комбата, но получил медаль «За отвагу»

В очередной раз, когда колонна выдвинулась на боевое задание, пришлось рисковать. За что сначала выслушал гневную брань комбата, а позже получил медаль «За отвагу». Как говорит, за Панджшер.

Как обычно, в долине Панджшерское ущелье заняли позиции. Часть бойцов выдвинулась в зелёнку к высоте, танкисты на позициях ждали приказа. На склоне началась стрельба, стало понятно, что советские солдаты встретили отпор. По ним работали автоматы и гранатомёты, неспокойно было и в долине.   

«Три танка помогали нашим ребятам, работали по точкам. И противник не сдавался. Время заправлять боевые машины, а покинуть позицию нельзя. Один стоял от меня в 500 метрах, другие – в километре. Что делать? Завёл бензовоз и поехал к танкистам по следу, чтобы на мины не напороться», – поделился житель Карасука.

Всё грохотало, сибиряк добрался, заправил одну машину. Возвращаться не стал, решил рискнуть и сократил дистанцию, поехал сразу к другому танку, потом – к третьему.

«Когда вернулся, меня комбат чуть не расстрелял. Вскоре всё затихло. Стало понятно, что отряд выполнил свою задачу, мы их прикрыли. Конечно, я на духов в атаку не ходил. Смотрел издалека, другая задача и не менее важна», – отметил он.

DSC_0255.JPG

Афганская детвора и путь по коврам

Прошло с тех пор уже больше 35 лет, но в памяти до сих пор яркое солнце Афгана, горы и дети. Местная детвора не боялась советских солдат, подходили близко, что-то предлагали купить, просили еды.

«Босые, в старенькой одежде, грязные. Для них у меня всегда в запасе были галеты, сгущёнка, консервы из сухпайка. Если по кишлаку едем, дети толпами вокруг нас кружат, ничего не боятся, что-то выкрикивают. Откроешь окно и бросишь им что-нибудь. Они вмиг подбирают. Глядели по зеркалам, чтобы ничего не прицепили к машине, и такое могло быть», – припомнил Валерий Анатольевич.

Как-то колонной проходили по кишлаку, ехать пришлось по коврам, которыми женщины застелили всю неширокую улицу, готовились к какому-то празднику.

DSC_0256.JPG

Письма с запасом

Перед каждым боевым заданием сибиряк не только тщательно ремонтировал бензовоз, но и писал два письма родителям. Одно отправлял сразу, другое – отдавал товарищам, чтобы те отправили через две недели.

«Если бы что-то случилось, либо мы задержались на задании, то родители бы письмо получили и не волновались. Все так делали. Традиция. Матушка мои письма до сих пор хранит. В каждом по шесть-семь строчек, что всё хорошо, жив, здоров», – рассказал уроженец станции Зубково.

Поездка к мосту Дружбы

В ноябре 87-го пришёл приказ о демобилизации. За чеки, которые получали все солдаты, купил платок для мамы, часы отцу, ручку с часами зятю и серьги сестре.

«Комбат попросил отправиться за новой машиной в Хайратон, к автомобильно-железнодорожному мосту. Говорит: «Приказать уже не могу. Пригонишь – и сразу домой». Не хотел брать новичков. Мой земляк Владимир Борзунов отправился домой, а я к мосту Дружбы за техникой. Вернулся обратно в Кабул, а оттуда уже полетел домой», – вспомнил он.

Обратно летел на грузовом Ил-76. От Ташкента на поезде до Новосибирска. Переночевал у сестры и с зятем поехал на поезде в Краснозёрскими район.

«Родителям не сообщал, они-то знали, что со дня на день вернусь. Постучались, мама, конечно, в шоке. А вечером застолье, родня, соседи собрались», – добавил афганец.

Поддержка бойца СВО

В прошлом году Валерий Акимов случайно встретил своего земляка Сергея Садыкова. Боец специальной военной операции приехал в отпуск.

«Говорит, что попрощаться пришёл. Поговорили. Было о чём… Снял со своей формы значок парашютиста и отдал. Сказал: «Пусть он станет для тебя талисманом. Вернёшь после победы». А раз обещал, должен вернуться. Ещё встретимся с Сергеем», – подытожил Валерий Акимов.


Ранее Горсайт сообщал, что на глазах воина-афганца Сергея Алексеева из Доволенского района всю ночь обстреливали бойцов знаменитой 9 роты. Позже сам эвакуировал раненых ребят, удерживающих высоту. А «шурави» из Карасука помнит палящее солнце и дороги Афганистана. Хоккеисты в Карасуке посвятили турнир участникам Афганского конфликта.

ПОДЕЛИТЬСЯ:


ОТС-Горсайт в Telegram

Оставляем Только Суть

Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен

ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru

Смотрите также

Лента новостей