Одни родители стремятся отдать ребёнка на множество дополнительных занятий, уповая на то, что их чадо будет более успешным в жизни, другие считают, что у детей сейчас слишком большая нагрузка в школе, чтобы тратить драгоценное детство ещё на какие-то кружки. Горсайт обратился к специалистам и разобрался насколько необходимо ещё что-то кроме уроков в школе, откуда возникают перегрузки, как их избежать и сколько времени ребёнку нужно для отдыха.
Плюсы дополнительного образования
Как ни крути, а школьники, посещая кружки и секции, обретают возможность развиваться, общаться со сверстниками, нарабатывать познавательную деятельность и, конечно, взрослеть.
– Здесь уже по принципу не навреди. Дополнительное образование не мешает школьникам в учёбе. Оно наоборот, только помогает ей, формируя так называемые софт или мягкие навыки, умение дружить, работать с информацией, организовывать себя. Это и спорт, и любое творчество. Ни одна секунда творческого труда не бывает лишней в жизни ребёнка. Это могут быть какие-то научные истории, исследования, работа над проектами, – рассказала директор средней общеобразовательной школы №220 Анна Шмакова.
К тому же дополнительные занятия – это смена не только вида деятельности, но и общения. Чаще всего обстановка там менее формальная, чем в школе, да и требования не настолько строгие.
– Мне нравится ходить в кружок авиамоделирования. Там тоже много знаний дают, но мне там интересно. Наш Степан Андреевич очень добрый. На занятиях мы можем разговаривать негромко, можно встать и подойти к другим ребятам, узнать, как у них получается, не то, что в школе, – добавил Артём Алексеев.
За счёт таких занятий можно грамотно организовать досуг ребёнка, обрести новых друзей и единомышленников в его любимом деле.
– Дети увлекаются делом, я им даю возможность поиграть с тем, что они смастерили своими руками. Они узнают много нового и деляться своими мыслями. Можно сказать, даже – немножко отдыхают от школы. Несмотря на это в них формируется самостоятельность и ответственность, повышается самооценка. В каком-то смысле они могут увидеть в своём увлечении будущую профессию, – пояснил педагог дополнительного образования Степан Богданов.
Направления деятельности
Сегодня согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в дополнительном образовании в приоритет ставят воспитание всесторонне развитой личности, совершенствование способностей ребёнка и его творческого потенциала. Формировать их можно по любым направлениям.
– Музыка, искусство, танец по-особому воздействует на наш мозг. Умение осмысливать классику – процесс трудоёмкий, который рождает чувство вкуса и понимание более высоких материй. Техническое воспитание благоприятствует созданию новых нейронных связей в мозгу, которые формируют личность ребёнка. Физкультурно-оздоровительное направление нацелено на физическое развитие организма. Также есть занятия, обращенные на понимание различных сфер деятельности и закладка основ научного мышления, – сообщила директор центра развития Анна Адонина.
Когда дополнительное образование в тягость
Однако не всё так ладно и гладко. Школьник часто оказывается не готов к дополнительным нагрузкам.
– Занятия «из-под палки» – вот, что самое страшное. Чаще всего это бывает, когда за выбор секций берутся родители, не учитывая предпочтений школьника, его возможность реализовать себя, развить свои таланты и наклонности. Такой ребёнок не хочет посещать какие-либо кружки. Не принуждайте его у этому. Дайте ему возможность выбора, чтобы он рос в гармонии с собой, – посоветовала практикующий психолог Ольга Баженова.
Перегруженность
Ещё один существенный минус дополнительного образования – это крайняя увлечённость родителей кружками и секциями. Результатом этого становится снижение количества свободного времени ребёнка и повышение нагрузок на его организм.
– Школа, шахматы, карате, «художка», «музыкалка» и английский по выходным, а поздним вечером уроки – времени «на себя» у детей не остаётся. Бывает даже такое, когда домашние школьные задания делаются ночью. Школьник не высыпается, у него нет привычного детства с играми и прогулками во дворе. Регулярные перегрузы ведут к стабильным нарушениям в виде раздражительности, плаксивости и проблем со сном. Ослабляется иммунитет, ребёнок начинает много болеть, – сообщила психолог.
Постарайтесь прислушаться к ребёнку и скорректировать его график занятий.
– Вопрос лишь в том, как это организовано. Если это ведёт к перегрузке ребёнка интеллектуальной или физической, то ничего хорошего в этом нет, это будет мешать учёбе в том числе. Если ребёнок бодр, у него горящие глаза и он с удовольствием после школы бежит на танцы или какой-нибудь пленэр, это только на пользу. Тогда дополнительное образование – это большое благо, – добавила Анна Шмакова.
Если ваше чадо только ступила на порог школы, то первое время его не нужно загружать дополнительными занятиями. Ему сейчас важнее адаптироваться к школе, одноклассникам и учителям. Этот процесс небыстрый. А когда вы поймёте, что ваш первоклассник привык к новой жизни, можно подбирать интересные для него занятия.
– Ребёнок должен почувствовать свою значимость и успешность. Пусть он ходит только на один кружок, но для него он очень важный. Со временем, если увидите, что пора, можно добавить ещё один, – рекомендовала Ольга Баженова.
Реализация собственных амбиций
Иногда родители пытаются запоздало реализовать свои несбыточные мечты за счёт собственного чада. Однако часто вместо ошеломительных успехов их ожидают слёзы, стрессы и нарушение успеваемости ребёнка.
– Родители сильно давят на малыша, пытаясь исполнить свои несостоявшиеся детские мечты. Иногда в этой ситуации спасает педагог, который находит нужные слова и убеждает родителей, что ребёнку это не надо и может предложить альтернативу. Здесь важно прислушаться к тренеру и в будущем при выборе дополнительных занятий опираться на стремления и потенциалы самого ребёнка, – заметила специалист.
Не старайтесь «излечить» свои душевные травмы за счёт своих детей. Не соревнуйтесь и не конкурируйте друг с другом, желая вырастить их более умными и сообразительными, чем у друзей или родственников, нагружая дополнительными занятиями. Ни к чему хорошему это не приведёт.
Забываем про наше общение с ребёнком
Ко всему прочему, записывая ребёнка на всевозможные занятия, родители забывают о живом общении со своим малышом.
– Благодаря близкому общению в семье, дети правильно развиваются. Они чувствуют себя защищёнными. Поэтому, если ребёнок ходит в детский сад, ему необходимо только домашнее развитие, где есть любовь и внимание. Для детей постарше это не менее важно, не стремитесь нагрузить его дополнительными занятиями, лишь бы он к вам не приставал. Уделяйте ему своё время, – добавила эксперт.
Сам по себе
Другая крайность, когда родители считают, что дополнительное образование только отвлекает ребёнка от учёбы в школе и свободного времяпрепровождения.
– Хорошо, если такие дети не растут, так сказать – «сорной травой». В противном случае они перестают интересоваться хоть чем-нибудь, но становятся жутко завистливыми к тем, чья жизнь, как они видят, ярче и крутится не только на задворках или в подъездах. Книг такие дети обычно тоже не читают. Им всё скучно. Иногда это называют педагогической запущенностью, – рассказала психолог Ольга Баженова.
Постарайтесь всё-таки, чтобы в жизни вашего ребёнка было ещё что-то кроме школы. Ориентируйтесь на его интересы и потребности. Пусть это будут активные секции, ведь на уроках школьник чаще всего сидит за партой.
Планируем грамотно
Сложнее всего родителям удержать чувство «золотой середины» при таком изобилие образовательных услуг.
– Сегодня, когда родители идут в ногу с ритмом и отдают ребёнка на кучу различных секций: спортивных, иностранных языков и прочего, лишь бы он был занят, это неплохо. Главное помнить правило «двух часов». У детей до пятого класса должно быть два часа в день свободного времени, когда он ничего не делает. Это может быть игра в конструктор, собирание паззла и простая беготня. Думаю, каждый из нас был бы счастлив, если бы у нас было пару часов свободного времени. В эти два часа у ребёнка происходит перезагрузка всего того, что он получил за день, – пояснил главный внештатный детский специалист министерства здравоохранения Новосибирской области по профилактической медицине, кандидат медицинских наук Андрей Фунтиков.
Также специалист добавил, что это не то время, когда школьник сидит в телефоне, играет в компьютерные игры или смотрит телевизор. В этот период он может почитать книгу, погулять или пообщаться с друзьями.
– Когда будете составлять график занятий, обязательно учитывайте время на отдых. Ведь секции и кружки, даже развлекательные, – это лишь смена деятельности. При выборе придерживайтесь определённой «диеты», чтобы у ребёнка не сработала «система предохранения», когда полностью отключается мотивация к обучению, – заключила практикующий психолог Ольга Баженова.
Дети по натуре любознательны. Свою энергию они стараются потратить на исследование мира. Помогите найти правильное применение их активности и выбрать верное направление движения. Дополнительное образование – лучший вариант сделать это. Главное – знать меру.
Ранее Горсайт сообщал о том, почему важно делать школьную домашнюю работу.