Яндекс Дзен
Общество

Всё и сразу: как найти меру в изобилии дополнительных образовательных услуг

Драмкружок, кружок по фото, хоркружок… Продолжать можно довольно долго. Сейчас многие родители планируют нагрузку своих детей дополнительным образованием. Спору нет, развивать ребёнка нужно. Главное не переусердствовать.

Всё и сразу: как найти меру в изобилии дополнительных образовательных услуг

Фото с сайта adobestock.com

Одни родители стремятся отдать ребёнка на множество дополнительных занятий, уповая на то, что их чадо будет более успешным в жизни, другие считают, что у детей сейчас слишком большая нагрузка в школе, чтобы тратить драгоценное детство ещё на какие-то кружки. Горсайт обратился к специалистам и разобрался насколько необходимо ещё что-то кроме уроков в школе, откуда возникают перегрузки, как их избежать и сколько времени ребёнку нужно для отдыха.

Плюсы дополнительного образования

Как ни крути, а школьники, посещая кружки и секции, обретают возможность развиваться, общаться со сверстниками, нарабатывать познавательную деятельность и, конечно, взрослеть.

– Здесь уже по принципу не навреди. Дополнительное образование не мешает школьникам в учёбе. Оно наоборот, только помогает ей, формируя так называемые софт или мягкие навыки, умение дружить, работать с информацией, организовывать себя. Это и спорт, и любое творчество. Ни одна секунда творческого труда не бывает лишней в жизни ребёнка. Это могут быть какие-то научные истории, исследования, работа над проектами, – рассказала директор средней общеобразовательной школы №220 Анна Шмакова.

1 (2).jpg

К тому же дополнительные занятия – это смена не только вида деятельности, но и общения. Чаще всего обстановка там менее формальная, чем в школе, да и требования не настолько строгие.

– Мне нравится ходить в кружок авиамоделирования. Там тоже много знаний дают, но мне там интересно. Наш Степан Андреевич очень добрый. На занятиях мы можем разговаривать негромко, можно встать и подойти к другим ребятам, узнать, как у них получается, не то, что в школе, – добавил Артём Алексеев.

За счёт таких занятий можно грамотно организовать досуг ребёнка, обрести новых друзей и единомышленников в его любимом деле.

10.jpg

– Дети увлекаются делом, я им даю возможность поиграть с тем, что они смастерили своими руками. Они узнают много нового и деляться своими мыслями. Можно сказать, даже – немножко отдыхают от школы. Несмотря на это в них формируется самостоятельность и ответственность, повышается самооценка. В каком-то смысле они могут увидеть в своём увлечении будущую профессию, – пояснил педагог дополнительного образования Степан Богданов.

Направления деятельности

Сегодня согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в дополнительном образовании в приоритет ставят воспитание всесторонне развитой личности, совершенствование способностей ребёнка и его творческого потенциала. Формировать их можно по любым направлениям.

5.jpg

– Музыка, искусство, танец по-особому воздействует на наш мозг. Умение осмысливать классику – процесс трудоёмкий, который рождает чувство вкуса и понимание более высоких материй. Техническое воспитание благоприятствует созданию новых нейронных связей в мозгу, которые формируют личность ребёнка. Физкультурно-оздоровительное направление нацелено на физическое развитие организма. Также есть занятия, обращенные на понимание различных сфер деятельности и закладка основ научного мышления, – сообщила директор центра развития Анна Адонина.

Когда дополнительное образование в тягость

Однако не всё так ладно и гладко. Школьник часто оказывается не готов к дополнительным нагрузкам.

11.jpg

– Занятия «из-под палки» – вот, что самое страшное. Чаще всего это бывает, когда за выбор секций берутся родители, не учитывая предпочтений школьника, его возможность реализовать себя, развить свои таланты и наклонности. Такой ребёнок не хочет посещать какие-либо кружки. Не принуждайте его у этому. Дайте ему возможность выбора, чтобы он рос в гармонии с собой, – посоветовала практикующий психолог Ольга Баженова.

Перегруженность

Ещё один существенный минус дополнительного образования – это крайняя увлечённость родителей кружками и секциями. Результатом этого становится снижение количества свободного времени ребёнка и повышение нагрузок на его организм.

12.jpg

– Школа, шахматы, карате, «художка», «музыкалка» и английский по выходным, а поздним вечером уроки – времени «на себя» у детей не остаётся. Бывает даже такое, когда домашние школьные задания делаются ночью. Школьник не высыпается, у него нет привычного детства с играми и прогулками во дворе. Регулярные перегрузы ведут к стабильным нарушениям в виде раздражительности, плаксивости и проблем со сном. Ослабляется иммунитет, ребёнок начинает много болеть, – сообщила психолог.

Постарайтесь прислушаться к ребёнку и скорректировать его график занятий. 

– Вопрос лишь в том, как это организовано. Если это ведёт к перегрузке ребёнка интеллектуальной или физической, то ничего хорошего в этом нет, это будет мешать учёбе в том числе. Если ребёнок бодр, у него горящие глаза и он с удовольствием после школы бежит на танцы или какой-нибудь пленэр, это только на пользу. Тогда дополнительное образование – это большое благо, – добавила Анна Шмакова.

2.jpg

Если ваше чадо только ступила на порог школы, то первое время его не нужно загружать дополнительными занятиями. Ему сейчас важнее адаптироваться к школе, одноклассникам и учителям. Этот процесс небыстрый. А когда вы поймёте, что ваш первоклассник привык к новой жизни, можно подбирать интересные для него занятия. 

– Ребёнок должен почувствовать свою значимость и успешность. Пусть он ходит только на один кружок, но для него он очень важный. Со временем, если увидите, что пора, можно добавить ещё один, – рекомендовала Ольга Баженова.

Реализация собственных амбиций

Иногда родители пытаются запоздало реализовать свои несбыточные мечты за счёт собственного чада. Однако часто вместо ошеломительных успехов их ожидают слёзы, стрессы и нарушение успеваемости ребёнка.

14.jpg

– Родители сильно давят на малыша, пытаясь исполнить свои несостоявшиеся детские мечты. Иногда в этой ситуации спасает педагог, который находит нужные слова и убеждает родителей, что ребёнку это не надо и может предложить альтернативу. Здесь важно прислушаться к тренеру и в будущем при выборе дополнительных занятий опираться на стремления и потенциалы самого ребёнка, – заметила специалист.

Не старайтесь «излечить» свои душевные травмы за счёт своих детей. Не соревнуйтесь и не конкурируйте друг с другом, желая вырастить их более умными и сообразительными, чем у друзей или родственников, нагружая дополнительными занятиями. Ни к чему хорошему это не приведёт.

13.jpg

Забываем про наше общение с ребёнком

Ко всему прочему, записывая ребёнка на всевозможные занятия, родители забывают о живом общении со своим малышом.

– Благодаря близкому общению в семье, дети правильно развиваются. Они чувствуют себя защищёнными. Поэтому, если ребёнок ходит в детский сад, ему необходимо только домашнее развитие, где есть любовь и внимание. Для детей постарше это не менее важно, не стремитесь нагрузить его дополнительными занятиями, лишь бы он к вам не приставал. Уделяйте ему своё время, – добавила эксперт.

Сам по себе

Другая крайность, когда родители считают, что дополнительное образование только отвлекает ребёнка от учёбы в школе и свободного времяпрепровождения.

– Хорошо, если такие дети не растут, так сказать – «сорной травой». В противном случае они перестают интересоваться хоть чем-нибудь, но становятся жутко завистливыми к тем, чья жизнь, как они видят, ярче и крутится не только на задворках или в подъездах. Книг такие дети обычно тоже не читают. Им всё скучно. Иногда это называют педагогической запущенностью, – рассказала психолог Ольга Баженова.

Постарайтесь всё-таки, чтобы в жизни вашего ребёнка было ещё что-то кроме школы. Ориентируйтесь на его интересы и потребности. Пусть это будут активные секции, ведь на уроках школьник чаще всего сидит за партой.

6.jpg

Планируем грамотно

Сложнее всего родителям удержать чувство «золотой середины» при таком изобилие образовательных услуг.

– Сегодня, когда родители идут в ногу с ритмом и отдают ребёнка на кучу различных секций: спортивных, иностранных языков и прочего, лишь бы он был занят, это неплохо. Главное помнить правило «двух часов». У детей до пятого класса должно быть два часа в день свободного времени, когда он ничего не делает. Это может быть игра в конструктор, собирание паззла и простая беготня. Думаю, каждый из нас был бы счастлив, если бы у нас было пару часов свободного времени. В эти два часа у ребёнка происходит перезагрузка всего того, что он получил за день, – пояснил главный внештатный детский специалист министерства здравоохранения Новосибирской области по профилактической медицине, кандидат медицинских наук Андрей Фунтиков.

Также специалист добавил, что это не то время, когда школьник сидит в телефоне, играет в компьютерные игры или смотрит телевизор. В этот период он может почитать книгу, погулять или пообщаться с друзьями.

4.jpg

– Когда будете составлять график занятий, обязательно учитывайте время на отдых. Ведь секции и кружки, даже развлекательные, – это лишь смена деятельности. При выборе придерживайтесь определённой «диеты», чтобы у ребёнка не сработала «система предохранения», когда полностью отключается мотивация к обучению, – заключила практикующий психолог Ольга Баженова.

Дети по натуре любознательны. Свою энергию они стараются потратить на исследование мира. Помогите найти правильное применение их активности и выбрать верное направление движения. Дополнительное образование – лучший вариант сделать это. Главное – знать меру.

Ранее Горсайт сообщал о том, почему важно делать школьную домашнюю работу.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ОТС-Горсайт в Telegram

Оставляем Только Суть

Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен

ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru

Лента новостей