Один из главных христианских праздников – Крещение Господне – начинается вечером 18 января с Крещенского сочельника, и знаменует конец Рождественских святок. Об истории праздника, традициях и значении святой воды расскажет священнослужитель Кафедрального собора Андрея Первозванного в Карасуке иерей Антоний Баранов.
— Традиция праздника начинается с первых веков христианства, когда произошло Крещение Иисуса Христа в реке Иордан Иоанном Крестителем. В тот момент на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя и одновременно голос с небес провозгласил о том, что Иисус – Сын Божий, — говорит он. — Ещё этот праздник называют Богоявлением – в этот день Господь впервые явился полностью как Отец, Сын и Святой Дух, или Святая Единосущная Троица, в которую верят христиане, а также – Водокрест, Водокрещи, Иорданов день и Иордань.Событие значимое для всех христианских конфессий, наряду с Рождеством и Светлым Христовым Воскресеньем. Оно связано напрямую с погружением в воду, этот обряд возник довольно давно, за долгое время до появления христианства. Тогда омовения проводились после совершения грехов, считалось, что проточная вода снимает их. Раскаявшиеся люди заходили в воду, имея желание очистить себя от греха, смыв его. После крещения Сына Божьего обряд изменил своё назначение, проходит полное очищение души, её спасение и возвышение. Поэтому Крещение — символ вступления в новую жизнь, обряд снимает первородный грех, есть символ нового Рождения.
Этот православный праздник занимает особое место среди главнейших, не переходящих праздников в церковном календаре. Крещение традиционно отмечается 19 января. Но Крещенский сочельник начинается с вечера 18 января с богослужения и освящения воды в церкви. Главная традиция Крещенского сочельника – покаяние и пост, отсюда и второе его название «Голодный вечер». Всё, что можно было подавать на стол – кисель, желательно овсяный, постные блины и ржаное сочиво.
Каждый православный в праздник своим долгом считает набрать святую воду в храме после её освящение, по желанию можно окунаться в прорубь. Прорубь на водоёме называется «иордань», её прорубают в виде креста, устанавливают деревянные конструкции, чтобы легче было спуститься в воду. Возле креста происходит обряд Иорданского водоосвящения. Священник трижды опускает в прорубь крест и зажжённый трёхсвечник – вода крестится огнём. В крещенскую прорубь нужно заходить строго с западной стороны креста, а выходить, окунувшись, на восточную. Крещение даёт силы, необходимые для соблюдения заповедей, и каждый год мы имеем возможность с помощью благодатных вод, обновляющих весь мир и человека, восполнять их.
В этот день вся вода на земле по воле Бога приобретает особые свойства, так что, если нет возможности побывать в храме, то можно в этот день набрать её в водоёме или колодце, даже из-под крана. Многие привыкли в этот день испытывать себя купанием в проруби. Русских людей не пугает ни мороз, ни буран. К сожалению, этот обряд стал любимой традицией, но потерял смысл. Люди ошибочно считают, что омовения в этот день достаточно: одни верят, что грехи смоются, а другие – хотят похвастаться силой и способностью бесстрашно войти в ледяную воду. Но ни одни, ни другие не понимают глубокий смысл этого важного обряда. Цель погружения – это своего рода подвиг перед Богом верующего человека после долгой молитвы в храме, только через душевное покаяние можно очистить души от грехов. Поскольку не все люди могут посетить службу и прийти в Храм, церковь не запрещает погружаться в воду прихожанам без исповеди и молитвы. Можно попросить благословения на погружение в святую воду. Зайдя в воду, нужно окунуться три раза с головой и произнести: «Во имя Отца и Сына, И Святого Духа». Поскольку праздник часто сопровождается лютыми морозами, решиться на погружение может не каждый православный. Не окунуться в этот день – это не отсутствие веры в Господа. Всё же Сибирь не Иерусалим.
Церковь не рекомендует погружаться в купель нагишом или в купальниках. Религия не приветствует показа обнажённых тел, потому по традиции в прорубь входят в длинных одеждах. Возрастных ограничений на прохождение обряда – нет.
Во время купания или просто омывания рук и лица нужно молиться Богу – стоит поблагодарить его, можно попросить милости и помощи, телесного здравия, крепости духа, очищения и благостного просветления.
Святая вода – это одно из форм помощи божией нам, грешным людям, это его немая поддержка нас в трудную минуту. Поэтому используйте её не только в праздник, но и каждый день, в минуты душевного или физического недомогания. Просите силы не только для тела, главное – для души!
Традиции праздника:
- в ближайшем храме отстоять богослужение, причаститься и исповедоваться;
- святой крещенской водой из храма можно освещать дом и двор, пройти все помещения по кругу, окропить все углы накрест, читая молитвы, к примеру, самую простую: «Господи, спаси и сохрани», осеняя и себя крестом;
- окунуть ветку освящённой на Пасху вербы в воду;
- умыться, принимая натощак с молитвой;
- в этот день провести совместное с родными застолье – чем больше родственником за столом, тем лучше – обязательная традиция Крещения. Среди угощений – щедрая кутья.
Категорически нельзя:
- поить святой водой домашних животных;
- набирать много крещенской воды – это грех, потому что крещенская вода – это духовное лекарство, капли на стакан хватит, чтобы вся она освятилась. Держа в руках святую воду, категорически возбраняется ссориться или ругаться;
- гадать – церковь такую традицию отвергает и не принимает оккультизм;
- заниматься бытовыми делами: стирка, уборка, ремонт;
- сплетничать и сквернословить, плакать и предаваться унынию, ссориться;
- злоупотреблять спиртным.
Русские люди верили в погодные приметы Святого дня:
- идёт снег, метель сулит хороший урожай;
- морозно и солнечно с утра – к летней засухе;
- полнолуние в ночь – весенний паводок;
- оттепель – остаток зимы пройдёт без морозов;
- пасмурный день, дождь – к урожаю на злаки;
- небо было ясное и безоблачное – до конца месяца погода будет морозной и ясной;
- идёт снег – к будущему урожаю, а от пчёл получится много роев.
Если в Крещенский сочельник на стол подавали постные блюда, то на Богоявление принят был богатый и сытный стол. Узвар и щедрая кутья – с изюмом и орехами, маком и мёдом – обязательное угощение. В основной набор крещенских блюд входили: паштеты – грибные и мясные; вареники с разнообразными начинками;
- свиное рагу, а то и целый молочный поросёнок; наваристый борщ;
- колбасы или мясные рулеты; пироги с сытной начинкой;
- жареная или запечённая рыба; холодец; сладкая сдоба. Но водку на стол не ставят: празднество – не гуляние. А вот вино можно. Трапезу начинали с молитвы, глотка святой воды и ложки сочива. По её окончанию воздавали благодарность Всевышнему.
Службы в Кафедральном соборе Карасука:
18 января в 8 часов – начало царских часов
в 9 часов – изобразительные, великое повечерие и литургия Василия Великого. Освящение воды.
16 часов – вечернее богослужение.
19 января в 8 часов – праздничная литургия, после которой освящение воды.
Ольга Левина, фото автора