Яндекс Дзен
Культура

Новосибирский «Трамвай судного дня» покорил сердца иностранцев

Ролик со старыми советскими трамваями набрал на YouTube-канале около миллиона просмотров. Причем древняя техника покорила сердца англо-язычных иностранцев. Трамваи КТМ-5 были самой распространённой моделью на территории бывшего СССР. Немало их перевозят пассажиров и сейчас. Горсайт пообщался с жителями из разных городов, чтобы узнать, в каком состоянии находится это транспортное средство у них.

На YouTube-канале Railways of the World стремительно набирает просмотры видео-эссе об отечественной технике: уже более 600 тысяч просмотров и 27 тысяч лайков. Автор ролика обращает взор не на какие-либо ретро-образцы трамваев, которые гордо стоят в музеях, а на самую распространённую модель, выпускавшуюся в Советском Союзе – КТМ-5. Описывает же он подвижной состав грозным словосочетанием «Трамвай судного дня».

В комментариях пользователи вовсю иронизируют:

«Трамвай из Торонто: «Помогите, на рельсах была соломинка от картофелины из Макдональдса и мои датчики сказали, что я сломался». Советский трамвай: «Меня подстрелил и протаранил немецкий танк, я его отбуксирую домой в знак чести среди воинов».

«Это тронуло меня, американца, который даже не был в Европе. Я почувствовал сочувствие и признательность к маленькому трамваю, который я, скорее всего, никогда не увижу вживую. В этих вещах есть определенный шарм».

В Новосибирске сохранились эти «бойцы» из советского прошлого. В городе, по данным МКП «ГЭТ», в 2010 году трамваями было перевезено более 20 млн пассажиров, а в 1980 году — более 180 млн, что больше в три раза. В начале 90-х годов пришлось демонтировать рельсы на Октябрьском мосту. Несмотря на это, в городе задействовано 11 маршрутов.

ТРАММ1

Модернизированный КТМ-5 в Новосибирске. Фото Горсайта 

КТМ-5 до сих пор можно встретить на улицах Новосибирска. Почти половина из всех трамваев в городе — это модернизированные КТМ-5.

Но ездить на этих железных монстрах – тяжёлое испытание, по крайней мере, так считает бывший новосибирский кондуктор Дмитрий А.:

— Я три года назад работал на модернизированном КТМ-5, но не думаю, что что-то сильно изменилось, — рассказывает Дмитрий. — Уволился лишь из-за адского холода: горячий кофе превращался в лёд за несколько минут. Ехать зимой на трамвае, как по мне, – это самоубийство, а работать – тем более. Да и людей ездит на них немного, особенно зимой. Бывало, что мы зимним вечером проезжали мимо остановок абсолютно пустыми. Но летом ситуация другая – иногда бывает и битком, особенно на праздники. К тому же из-за возраста он часто ломался. Недавно прокатился на КТМ-5: шумный, вибрации, остановки не объявляют.

КТМ-5 ходят и в других городах России. В Смоленске, например, ситуация обстоит похожим образом.

— Старый трамвай неудобный. Ещё 15 лет назад тут в большинстве курсировали КТМ-5. Салон у него узкий, инвалиды не могут подняться в вагон, грохот. Не всегда понятно, куда едем, приходится спрашивать у кондуктора, — рассказывает пассажирка Анна К. из Смоленска.

Но такое мнение разделяют не все. 

— Они крепкие. Более 35 лет на ходу. Хотя срок эксплуатации у них лет 17. Всё благодаря обслуживанию. При ДТП с ним ничего страшного не произойдёт, а автомобили в хлам. Вагон подправить немного и в путь снова. Старый, добрый трамвай, — делится пассажирка из Улан-Удэ Марина Р.

ТРАММ2

Трамвай из Улан-Удэ. Фото пресс-службы МУП «Управление трамвая» Улан-Удэ

Автор нашумевшего в интернете ролика так же придерживается этого мнения, выделяя другие положительные черты: раздвижные двери гораздо удобнее, чем распахивающиеся трамваев того времени, салон просторный и светлый, а запас прочности поражает.

— У КТМ-5 нет шансов стать симпатичным ретро-трамваем и он, вероятно, навсегда останется зубастым монстром. Но при этом он отличается от других подвижных составов. Без капитального ремонта они продолжают возить пассажиров, — восхищается автор YouTube-канала Railways of the World.

Своё мнение высказывает и пассажирка из Иркутска:

— Дребезжащие, старенькие, но уверенно везущие людей по их делам, — описывает КТМ-5 Мария Л. — Печки включаются в более холодное время и находятся посередине вагона. Неплохо сидеть за ними, подтянув туда ноги, но упаси тебя сесть на это место, сразу курочкой гриль себя ощущаешь! От окон немного может дуть. Сейчас многие заменены или по деталям или полностью на вагоны нового типа.

ТРАММ3

Иркутский Трамвай. Фото Марии Ладыгиной

Но некоторым городам не повезло сохранить такую систему общественного транспорта. В Смоленске сохранилась только одна ветка, которой могут пользоваться жители центра, а Воронеж вообще лишился всех депо.

— У нас до 2009 года были трамваи, но постепенно их становилось всё меньше, а потом вообще выкопали последнюю ветку, - рассказывает житель Воронежа Владислав Б. — Тогда в городе были большие пробки и это нужно было как-то решать. Нашли самый простой выход – убрать трамвайные пути и проложить там дорогу.

Так или иначе, крепкие КТМ-5 продолжают ездить по многим городам России. Хоть это уже и устаревшая техника, которая нуждается в замене на более новые экземпляры, они всё же часть истории, которую мы не замечаем. Зато эту историю способен разглядеть незамутнённый глаз человека из далёкой страны. 



ПОДЕЛИТЬСЯ:
Автор:
Агентство новостей ОТС-Горсайт

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей