Яндекс Дзен
Культура

Тяжело ли выживать женщинам в роке, рассказали рок-гёрлз Новосибирска

Когда дело доходит до рок-н-ролла, обычно в первую очередь говорят о музыкантах и исполнителях мужчинах, ведь чаще всего именно они – хранители пламени великого рока. Но есть такой день, 3 января, когда отмечается День женщин в рок-н-ролле, он о тех женщинах, кто принёс свой огонь в рок-н-ролл. Поэтому сегодня мы поговорили с двумя олдовыми рок-гёрлз Новосибирска: Варварой Сапожниковой, вокалисткой группы «Женщина с Бородой» и Ритой Мошкиной из группы «Проверено» – о том, чем отличается мужской рок от женского, и есть ли вообще такие отличия.

Варвара Сапожникова, «Женщина с Бородой»

— С одной стороны, отличия эти всегда есть. С другой стороны, рок бывает хороший и не очень, или совсем не рок. И ещё что считать женским роком: есть женский вокал, а есть полностью женские группы. Если умеешь играть, хорошо играешь, — значит, никаких гендерных различий быть не должно.

— Почему у нас в Новосибирске практически нет женских рок-групп? С чем это связано?

— Потому что статистически вообще женских рок-групп меньше, где бы то ни было, не только в Новосибирске. Можно предположить всё что угодно. Но если кто-то хочет, то он занимается. У меня мечта была петь, нашёлся человек, устроил мне всё это дело, почти 19 лет назад, и всё.

— Почему именно рок?

— Наверное, поколение такое. То, что слушали, то и запели, а слушали хороший качественный рок. Я вообще росла на Битлз, прямо с младенчества: родители слушали Битлз и много джаза, что тоже отразилось.

— Тяжело девочкам в роке? Тяжелее ли, чем мужчинам, что думаешь?

— А я не знаю, не могу сказать, тяжелее или нет. Вот про Янку, например, рассказывают, что в то время ей было как-то сложно пробиться. Смотрим фильмы, где говорят, что рядом с ней на фоне был Летов, был Лукич, и все эти распрекрасные мужчины. Их было много крутых, и она, точно такая же крутая, просто была очень нежным и мягким человеком.

Янка и ГО.jpg

Янка стала самой известной рок-певицей Новосибирска. Фото с сайта http://yanka.lenin.ru/foto/happening.htm

— А ты нежный и мягкий?

— У меня всё просто было. Мне хотелось петь, я писала какие-то стихи, даже где-то публиковалась. Пришла я в рок уже сильно после 20 лет. То есть люди всё делают в 15, в 19, а у меня ребеночек уже был, когда я в рок-н-ролл попала. И встретилась с Бородой, который сказал: «А что это ты ничего не играешь, не поёшь, с такими-то данными?». Я говорю: «Я у себя на Сахалине играла, пела. Приехала, а тут не с кем». И он мне предложил прямо так: «Хочешь, я тебе группу соберу?». Я говорю: «Хочу». Он собрал группу, и первое время мы играли пополам примерно моих вещей и его. У него был прямо старый рок, что называется, компания у нас подобралась именно рок-музыкантов, и всё в эту сторону поехало и как-то в рок влилось.

— Вокалу ты где-то специально училась или сама?

— Я не училась музыке. Очень хотела, но у меня не было такой возможности, потому что я, можно сказать, в лесу всё детство провела. Мы жили на сейсмостанции под Южно-Сахалинском на острове Сахалин, и у нас до всей цивилизации было полтора километра. По поводу обучения вокалу: в какой-то момент, когда я пела джаз, меня Алексей Пыстин привёл к Виктории Чековой, это наша новосибирская джазовая вокалистка, совершенно чудесная, она преподавала некий новаторский способ пения. Она мне показала парочку приемов, потом замахала на меня лапками и сказала: «Ты всё можешь, а для тех задач, которые тебе требуются, тебе надо это и это. Повтори». Я повторила, она сказала: «Иди отсюда, тренируйся дома». На этом, собственно, всё обучение было закончено. Без образования.

— Варя, в Новосибирске ты знаешь ещё какие-нибудь рок-группы женские?

— Конечно. Три совершенно любимых моих женщины – это Рита Мошкина из группы «Проверено», Юля Собачко из группы «Изылы», Анна Ширяева. Совершенно точно эти женщины прямо стоят на баррикаде новосибирского рока и чем-нибудь машут там. Платочком, например.

— Есть у вас конкуренция какая-то в женском роке?

— Мальчики всё время говорят, что да. А мне кажется, вообще нет, потому что все сильно всё разное поют. Стилистика разная, жанры. Где-то рядом, но вот прямо разное.

—Расскажи какую-нибудь историю, с репетиций или концертов, про женское в роке.

— По поводу женского история такая. Я по зиме часто пропускаю репетиции, потому что я, как многие вокалисты, часто болеющая, со всем этим дыхательным аппаратом, и был период, когда они разучили новую вещь, я прихожу на репетицию, и Борода говорит: «Сейчас я тебе спою», - то есть они уже сделали аранжировку. И начинает петь. И в процессе начинает как-то увлекаться, и всячески извиваться, как трансвестит, биться в агонии и всё прочее. Мы совершенно все валялись, я говорю: «Это что такое было вообще?». А он: «Я же пытался тебя изобразить»… И параллельно была другая история: мы репетировали, а у нас на репетициях часто бывают друзья. Было весело, захотелось мне пошалить, и спела я песню в манере Ренаты Литвиновой. Мне было очень смешно, мальчики мои все укатывались, держались за животики. Когда закончилась песня, меня похлопали по плечу и практически одновременно сказали: «А хорошо у тебя вышел Моисеев». С этого момента я сказала, что больше я пародиями не занимаюсь, потому что видимо это не моё.

Варвара Сапожникова________.jpg

Варвара Сапожникова в обычной жизни - дизайнер, художник-иллюстратор. Недавно в театральном центре имени Чехова на Сахалине вышла книга с её иллюстрациями «Вредные светы о поведении в театре»

— Варя, что сейчас у тебя происходит, над чем работаешь? Играете ли сейчас концерты?

— У меня немножко затишье, я сейчас не пишу. Но у нас есть Сергей Писаревский, Борода, все женские песни о нелёгкой женской судьбе, всё это у нас пишет он. И есть Слава Шевченко, наш соло-гитарист, прекрасный поэт и композитор. Мальчики очень продуктивно работают. Мы регулярно, еженедельно репетируем, концертируем примерно раз в месяц. Ближайший концерт будет 22 января в «Бродячей собаке», можно его даже проанонсировать.

— Что пожелаешь женщинам в роке? Тем, кто ещё только на эту дорожку становится…

— Ищите себе своих людей. Это правило работает везде: и в роке, и в семье, и на работе. Людей, с которыми вам будет комфортно, хорошо и замечательно делать то, что вы собираетесь. Не бойтесь, если у вас сразу не получится. Ничто не бросать и продолжать делать какие-то шаги в этом направлении. Хотя бы лежать в этом направлении.

 Рита Мошкина, «Проверено»

 — Рита, чем отличается женский рок от мужского, как думаешь? Или нет отличий?

— Есть, конечно. Потому что даже самая брутальная женщина, девушка, исполняя свои песни, будет всё равно более эмоциональна, будет вкладывать больше эмоционального смысла. В мужских произведениях больше логики что ли, по моим ощущениям.

— Тяжело ли девочкам в роке, есть ли какой-то шовинизм мужской?

— Нет, наоборот классно. Это же мечта просто – ты такая девочка, вокруг тебя прекрасные брутальные мужики. И, на самом деле, в гёрлз-бэндах, там, где одни девочки на всём играют, там тоже очень хорошая атмосфера, вопреки ожиданиям, что воот, змеи собрались, сейчас перессорятся. Сколько знаю такие гёрлз-бэнды, у них всё хорошо складывается: и ладно, и легко. Наоборот им даже легче, чем парням, потому что у парней конкуренция происходит постоянно. Это я даже в своей группе наблюдаю: они все товарищи и друг с другом советуются, но при этом обязательно, каждый раз, находят какие-то темы, на которые им надо поспорить, доказать, кто лучший эксперт, кто круче.

Проверено Рита Мошкова.jpg

— Это же мечта просто – ты такая девочка, вокруг тебя прекрасные брутальные мужики, — считает Рита Мошкина.

— А в женском роке у нас в Новосибирске нет конкуренции?

— Да я не замечала, честно говоря. Всё равно каждый свою нишу занимает. Я сколько знаю поющих у нас девочек, наоборот, хочется поддержать всех, сказать: ты молодец, ты классная.

— И много у нас девочек поющих?

— Ну, я парочку знаю. Есть несколько молодых коллективов, я периодически хожу на всякие большие концерты. У нас, кстати, в этом смысле очень хороший музыкальный город: много перспективных молодых групп и совсем юных, тех, кто только позавчера взял в руки свои гитары, и это здорово всё. Мне очень нравится музыкальная жизнь нашего города: у нас есть такие талантливые ребята, такие потрясающие произведения, что я думаю, что за некоторые песни бог должен все грехи простить музыкантам.

— А расскажи, с чего у тебя началось? Как пришло к тебе то, что ты должна петь?

— Я начала петь в церковном хоре, в далёком детстве. Жила в маленьком-маленьком городе в Средней Азии. Был Советский Союз, где не было религии, из той религии, которой не было, особенно не было православия, потому что там, где я жила, в основном мусульмане. Один православный храм был на краю города, и меня туда тянуло. Я пришла туда, меня крестили, и там научили нотной грамоте, петь, насколько это было полезно для церковного хора. Ну а потом уже переезд в Новосибирск, вся эта неформальная юность, увлечение музыкой, и нашей и зарубежной, и как-то органично всё произошло. И, я считаю, мне просто повезло, что вокруг оказались люди, которым это было интересно. Мальчики, кстати, они всё это поддержали. И сейчас репетиционных точек – в каждом квартале по две. С оборудованием, со всеми пирогами. Раньше не было такого, и поэтому, опять же, считаю, вторым моим везением знакомство с человеком по имени Вова Филь, который работал в кинопроекционной в текстильном училище на Затулинке. Там мы репетировали, это было потрясающе, у нас было очень разваленное старое оборудование, оно дышало на ладан, и такие же инструменты, всё таааак плохо звучало. Но это было не главное, потому что главное было в драйве. В общем, мы долго-долго не могли научиться играть как раз по той самой причине, что мы ничего не слышали, что играем-то. Сейчас в этом смысле легче, конечно, ребятам, которые начинают, потому что они могут сразу же услышать всю лажу, которую издают, могут что-то записывать, слушать. И средства для записи совсем другие, не такие, как были у нас. Так что не без везения, конечно, обошлось.

— Почему у группы название «Проверено»?

— Начиналось всё с того, что ко мне приехала Луиза Мамаева, флейтистка. На тот момент ещё не флейтистка, а просто кинолог и подруга моя. Я говорю: «Слушай, я тут песню написала, давай на флейте подыграй мне. Вот флейта». Она мне: «Так я же не умею на ней играть». Я показываю: «Смотри, сюда дуть, тут кнопочки зажимать». Она: «Ага-а, ну давай». В общем, нам так это дело понравилось, что мы с ней за неделю записали десять песен. А потом едем такие в троллейбусе, она говорит: «Слушай, надо название прямо дурацкое-дурацкое придумать, потому что музыка дурацкая, ну и надо, чтобы называние было такое же. Ну, типа «Чайф», например». И мы думали-думали, и тут кондукторша с кем-то разговаривала и вдруг говорит: «Проверено». И мы такие: о, точно, точно, «Проверено»!

— Что сейчас у вас происходит, над чем работаешь? Концерты играете?

— 5 января у нас будет в «Бродячей собаке» наш традиционный, рождественский концерт. В работе несколько новых песен и клип надо доделывать. Всё движется. Не сказать, что очень активно, но мы и не в Москве как бы. Поэтому куда торопиться?

— А в Москве было бы по-другому?

— Там точно также как у нас практически у всех, кроме тех, в кого деньги вкладываются. У тех по-другому, да, у них концертный график, всякие репетиционные графики. Там люди за деньги это делают, а когда что-то делается за деньги, оно, конечно, по-другому.

Проверено Рита Мошкова_______.jpg

Любовь к музыке у Риты началась с церковного хора.

— В обычной жизни чем ты занимаешься?

— Разным. В настоящий момент я зарабатываю себе на жизнь психологией, этим занимаюсь уже более 10 лет, имею парочку высших образований.

— Какое качество нужно женщине, чтобы выжить в рок-музыке, чтобы не пропасть, не потеряться, чтоб стать заметной?

— Настойчивость.

— Что пожелаешь рок-дивам, тем, кто сейчас есть и тем, кто только начинает свою дорогу…

— Девчата, вы такие классные, люблю вас очень, ни в коем случае не останавливайтесь, ставьте перед собой цели, которых хотите достичь и идите к этим целям. Я верю, что у вас всё получится, вы молодцы.

Елена Волжанкина, фото предоставлено Ритой Мошкиной и взято с паблика Любители группы «Женщина с Бородой»

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей