Яндекс Дзен
Образование

Об отмене второго иностранного языка спорят в новосибирских школах

Второй иностранный язык в российских школах появился лишь год назад, однако уже в нынешнем учебном году он может исчезнуть из расписания: пока по настоянию родителей. Как к очередному новшеству Минпросвещения относятся родители Новосибирской области, педагоги и сами дети, выяснил Горсайт.

Напомним, в Минпросвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования, которые начнут действовать со следующего учебного года – с 1 сентября 2022 года.

«Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей... и при наличии в организации необходимых условий», — цитирует Российская газета новые ФГОС.

При этом, как объясняет издание, в 2021 году проблема второго иностранного языка ложится на плечи родителей. По их заявлению администрация школы должна убрать его из расписания. Решать, будут ли учить второй иностранный те дети, которые только перешли в пятый класс, также предстоит родителям.

Добавим, что с тех пор, как в школах появился второй иностранный, родители время от времени писали петиции с требованием убрать из школьных программ второй язык, аргументируя это высокой нагрузкой и низким качеством обучения второму языку.

А что сейчас?

Начальник управления образования Бердска Михаил Каркавин сообщил Горсайту, что в настоящее время согласно действующим ФГОСам, школьники обязаны изучать два иностранных языка. Никаких других регламентирующих документов, где бы говорилось об иных вариантах, в управление образования ещё не поступало.

парле.jpg

Однако, и дети, и учителя ждут нововведений.

Ирина Польских, преподаватель языковой школы «Терра Лингва»:

— Мне кажется, что языки – это всегда хорошо. Проблема в качестве образования. Если бы в школах ещё и специалисты были, то было бы здорово. Ведь это не только знание языка, это и развитие интеллекта, памяти, расширение кругозора. Словом, я за второй язык, но на хорошем уровне, но… на деле мы видим, что у нас в школах проблемы даже с изучением русского языка. Ещё один момент: если первый язык начинают учить во втором классе, то по-хорошему, второй нужно начинать через 2-3 года, но уж точно не с 7-8 класса, как получилось в прошлом году. Один час в неделю – это вообще ни о чём. За неделю ребенок просто забудет всё, что было на прошлом уроке. Разве что это просто вариант знакомства с культурой другой страны. Три часа в неделю – минимальный порог для освоения языка, а в идеале его нужно учить ежедневно. А если принять во внимание всё то, что мы имеем в школах сейчас, то лучше вообще убрать второй язык и добавить часов русского.

Татьяна Кремер, учитель английского и немецкого языков в Новомошковской школе:

— В целом опыт введения второго языка в нашей школе считаю положительным. И дети, и родители в большинстве своём были даже рады. В большей степени это связано с тем, что многие семьи в моём селе имеют немецкие корни и родственников в Германии, и до моего появления здесь всегда изучался именно немецкий. Таким образом, почти все родители изучали в своё время немецкий язык. Работала в 5 и 9 классах (около 20 человек в каждом), на группы не делим. Особых проблем не было, детям было всё ново и интересно, особенно с опорой на английский. Говорили, что легче. Но я это связываю с тем, что основа была, поэтому им так казалось. Легче давалось пятиклассникам, схватывали быстро. Девятиклассникам было сложнее перестроиться с языка на язык, случалась путаница. У некоторых детей немецкий пошёл легче, чем английский. С материалами и учебниками проблем не было, школа закупила, да и Интернет в помощь. Большое количество материалов получила от Русско-немецкого дома, у нас в районе есть человек, тесно с ними сотрудничающий.

Самая большая проблема была лично у меня с самим языком, огромная подготовка к урокам, училась, можно сказать, вместе с детьми. Лично мне и детям жаль, что у нас всё-таки убрали немецкий как второй язык. Ребята младше спрашивают, когда он начнётся... И связано это, прежде всего, с нагрузкой: и моей личной (я единственный учитель), и ученической. Ну некуда впихнуть! И все эти «родные» предметы... Считаю, что второй язык должен быть обязательным. Это: расширение кругозора, возможность выбора для себя и предпочтения (кому-то с низкими результатами по английскому немецкий реально «зашёл», как говорит молодёжь), обогащение культуроведческих знаний.

А трудности у сельских школ, по-моему, одинаковые: нехватка квалифицированных кадров. Когда встал вопрос о введении второго языка, мы с директором понимали, что никто к нам не придёт. Это ещё хорошо, что я такой человек, не любящий сидеть на месте, поэтому с радостью пошла учиться, о чём совсем не жалею. Надеюсь, что всё-таки появится возможность оставить второй язык в учебном плане школы. Я бы этого очень хотела, несмотря на личные затруднения. 

шпрехен.jpg

Девятиклассник одной из школ Бердска Матвей Маланов:

— Когда я узнал, что мы будем учить второй иностранный, я даже обрадовался, потому что это дополнительная возможность для развития. Но… второй иностранный язык у нас появился в восьмом классе. Учитывая то, что часть учеников закончат школьное обучение после девятого, странно было бы рассчитывать, что за два года они выучат второй язык. Потом выяснилось, что у нас всего один час для изучения второго иностранного в неделю. За это время ничему научиться нельзя. Я против такого подхода: так мы получаем дополнительную нагрузку, но на выходе ничего не имеем. Мой педагог по немецкому языку – это мой второй иностранный – сумела меня заинтересовать своим предметом, но при этом за минувший учебный год я даже читать по-немецки толком не научился. 

Словом, если бы второй язык начинали преподавать одновременно с первым, и у них было бы равное количество учебных часов, было бы больше толку. Но выдержат ли дети такую нагрузку?

Наталья Сковрунская



ПОДЕЛИТЬСЯ:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей