Яндекс Дзен
Ситуация

Война за землю в Татарске: фермеры вышли на пикет

Много лет крестьяне в Татарском районе обрабатывали землю, которую считали своей. У кого-то были документы на право собственности, у других заключен договор долгосрочной аренды. Так было до тех пор, пока этой весной СПК «Дмитриевский»  не засеял фермерские земли. Фермеры вышли на одиночные пикеты с требованием вернуть землю. Горсайт разобрался в непростой ситуации, выслушав все стороны конфликта.

СПК судится с фермерами в Татарском районе из-за земли. Некоторые из фермеров, оспаривая судебное решение, дошли до Верховного суда. Суд, однако, встал на сторону кооператива, а фермеры остались не у дел.

Одиночный пикет

«Вязов, Мустафаев, верните фермерам Дмитриевки и Евгеньевки земли. Рейдерский захват. Позор» - плакат с таким содержанием держал пикетчик, пожилой мужчина с флагом ВМФ. Его фото попало в соцсети и вызвало отклик среди подписчиков паблика Татарск-онлайн.

Горсайт обратился за комментариями к главе Татарского района Юрию Вязову, но получить комментарий не удалось. Глава был не настроен на диалог.

В пикет встал депутат местного райсовета Юрий Усаков, неравнодушный человек с активной жизненной позицией. Мы связались с Юрием Васильевичем и выяснили: за плакатом – человеческая боль.

Юрий Усаков объяснил, что фермеры из сёл Дмитриевка и Евгеньевка в одночасье оказались без земли. При этом документы на право пользования этой землей остались у них на руках. Депутат уверен, что все это происходит с молчаливого согласия властей района. 

Со слов Юрия Усакова, один из обезземеленных фермеров – инвалид.

- У него на пилораме как-то руку отхватило. Ему ее пришили, но она бездействует. Жена ему во всем помогает. У них было около 10 га земли: они ее купили. Лет пять они ее обрабатывали, сеяли и за счёт этого жили. В этом году купили отличной пшеницы на 150 тысяч, приехали, хотели сеять – а земли захвачены. 

- Что значит – захвачены?

- Председателем колхоза назначили Мустафаева. Он заехал и начал все земли перепахивать. Фермер-инвалид приехал к нему: да что ж ты делаешь? Вот у меня документы… Никаких! Когда я приехал на место: он стоит плачет, двое детей, супруга. Говорят, мы не знаем, куда обращаться, никакой помощи.

Юрий Усаков добавил, что в пикет, он встал не один: были и другие активисты, которые стояли в других районах Татарска.

- Как обычно, когда выходим, подъезжает полиция, Росгвардия, спрашивают, сколько я буду стоять. Я отвечаю: пока здоровье позволяет, буду стоять.

Фермеры: «Мы уже никому не верим»

Фермер Дмитрий Паиль судится с СПК второй год. Последнее решение Верховного суда было принято в июне 2021 года. Вот что рассказал Дмитрий Горсайту.

- в 2010 году тогдашний председатель СПК «Дмитриевский» по подложным документам зарегистрировал договор аренды. Это есть в материалах суда. Когда полиция проводила проверку, он признался: была необходимость, я взял списки с подписями 2005 года и пришил их к договору аренды в 2010 году: провел регистрацию, никого не спрашивая. Росреестр эту сделку зарегистрировал, - объясняет Дмитрий. Он рассказал, что речь идет о большом земельном участке, насчитывающем более 350 долей.

- С 2012 года эту землю люди стали потихоньку забирать из хозяйства. Кто-то сам обрабатывал, кто-то фермерам сдавал. Почему-то после выдела из Росреестра вся земля выходила без обременения: никаких договоров на ней не значилось, администрация СПК тоже никаких препятствий не чинила. Более того, посыл был такой: не хотите работать у нас, забирайте землю и делайте, что хотите. Таким образом, часть этой земли оказалась у меня в аренде, часть – у других фермеров.

Фермер объясняет: у людей была выделенная земля, без обременения. Это значит, они могли распоряжаться ею по своему усмотрению. С Дмитрием Паилем заключены договоры аренды на 640 га, в течение 8 лет он исправно вносил арендную плату и растил там пшеницу и ячмень. Так было до 2019 года.

- Когда старый председатель собрался на пенсию, он подал в суд на нас, на фермеров. В итоге суд выносит решение: не чинить препятствий СПК. Из 640 га по суду СПК забрал у меня 340 гектаров, при этом 40 га были уже обработаны и подготовлены к посеву. Хотя в 2012 году этот же СПК мне эту землю выделил. Получается, что спустя несколько лет этим решения оказались почему-то забыты и вот так получилось. Сейчас у меня осталось в аренде 300 га, но мне уже угрожают, что их тоже отберут. Нам так и сказали: «Вы все останетесь вообще без земли».

У Владимира Матвеева 36 га земли и вовсе были – и остаются! - в собственности. Четыре года он спокойно сеял и собирал урожай на этой земле, однако с этого года ей пользуется колхоз: сначала колхоз засеял землю, а уже потом подал в суд, объясняет собственник.

- Вдруг всплыл какой-то договор, по которому выясняется, что моя земля – вовсе не моя, а СПК. Суд его признал законным. При этом, когда землю межевали и я выделил свои участки, никакого обременения на земле не было.

Владимир Матвеев планирует обращаться в суд и пытаться вернуть свои земли, хотя и настроен мужчина весьма пессимистично: «У кого денег больше, тот и выигрывает».

- Пока со своей стороны исковых требований не выдвигал, собираюсь сделать это осенью: на это же тоже деньги нужны. Это со мной судился СПК, якобы я чиню им препятствия.  Дело в том, что эта земля и сейчас в моей собственности – документы у меня на руках, на карте она числится, номер кадастровый есть. По документам все сходится, она – моя. Но сеет там – колхоз. Мне сказали, что землю у меня через суд все равно отберут, - делится своей болью Владимир Матвеев. 

Игорь Морозов тоже собственник земельного участка, который также как и в предыдущих случаях оказался колхозным.

- в 2014 году я купил землю и получил паи по наследству от бабушки. Я получил чистое свидетельство о регистрации собственности – никакого обременения на земле не было, никакой аренды за ней не числилось. Ведь вот в чём дело: если бы земля была с обременением, никто бы не стал за свой счёт эту землю покупать в собственность. Но она была чистой!  И вдруг в 2017 году появляется некий договор аренды: будто бы колхоз заключил его в 2010 году по 2035 с людьми. Но его никто не подписывал. Более того, про него никто даже не знал. В 2019 году бывший председатель колхоза дал признательные показания в полиции: подписи подложные, взяты они из документов о межевании земли, которое прошло в 2005 году.

При том, что подделка документов признана, фермеры везде и всюду слышат отказ: якобы из-за истекшего срока давности.

- В СПК появился новый председатель, который теперь по этому договору аренды отнимает у фермеров землю. Подает в суд, а суд удовлетворяет его иски. Но я совсем недавно взял выписку в Росреестре: земля моя чистая, нет на ней ни аренды, ни обременений. Я не понимаю, как такое может быть, - разводит руками фермер из Евгеньевки. Он добавил, что если другие фермеры проиграли суд, то решения суда по землям Морозова нет: в 2015 году он заключил дополнительное соглашение с предыдущим председателем колхоза, который был признан судом. Однако весной его земли, как и земли других фермеров, перешли колхозу. Одновременно новый председатель подает очередной иск в суд и уже этот иск суд удовлетворяет.

- Сейчас более, чем странная ситуация: получается, что решение суда по передаче моих земель колхозу - законно, и мое свидетельство о праве собственности тоже легитимно и никуда не исчезло. Так же не бывает! Я подал апелляцию. 26 августа будет очередной суд. Кроме того, написал обращение в следственный комитет. А пока я не знаю, как мы будем жить дальше. У нас шесть дойных коров, которых нужно чем-то кормить, мне нужно платить кредит за трактор… Мы уже никому не верим, – резюмирует Морозов.

По ту сторону баррикад

Председатель СПК «Дмитриевский» Сергей Мустафаев – пожалуй, самая неоднозначная фигура в этой партии. Изначально он был ответчиком в судебном процессе. Когда предыдущий председатель подал иск в суд на фермеров, Сергей Мустафаев был в их числе и вместе со всеми проиграл пять судов: один за другим. А  чуть меньше года назад он занимает пост председателя СПК и из ответчика превращается в истца.

Сергей Мустафаев сообщил Горсайту, что тоже видел фото пикетчика с плакатом, на котором его имя стоит рядом со словами «рейдерский захват».

- Поначалу было желание связаться с этим коммунистом, но потом передумал – не счел нужным. А вообще, люди пишут всякую чушь, не разобравшись в ситуации, - объяснил председатель колхоза свое отношение к упоминанию своего имени на плакате пикетчика.

Сергей Мустафаев объясняет – на пост председателя колхоза он заступил 10 августа, а до этого тоже имел свое фермерское хозяйство.

- Прежний председатель судился с фермерами, в числе которых был и я. Сейчас за моей спиной коллектив из 150 человек и я вижу ситуацию уже под другим углом. Земли в колхозе катастрофически не хватает, а фермеры – в том числе и я – пользовались этой землей. Можно сказать, что незаконно. Председатель был старый и не реагировал: выделяли землю, забирали. А сегодня меня поставили туда работать: земли не хватает.

Новый председатель вспоминает встречу со своим предшественником, Анатолием Наумцевым, который заявил: «Как я эту землю раздал, так я ее и верну».

- В суд подал и выиграл его старый председатель. Я также проиграл свои три участка, которые были у меня в собственности, я покупал паи. Но это не имеет значения, в собственности земля и арендована: был договор аренды от 2010 года и его признал суд. Я пришел - земля уже была выиграна, какие ко мне претензии? Со мной даже никто не встретился, не поговорил. У меня коллектив – 150 человек, а они живут поодиночке, жируют и еще меня хотят в чем-то обвинить. Надеюсь, что люди разберутся, кто прав, кто виноват, - говорит Сергей Равшанович.

Наталья Сковрунская

ПОДЕЛИТЬСЯ:

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В: Telegram, Дзен



ПИШИТЕ НАМ!
WhatsApp: +7 913-370-14-28
Telegram-бот: ОТСбот
Почта: internet@otstv.ru


Лента новостей