«На первом месте среди наиболее эффективных мер, которые следует дополнительно принять для защиты несовершеннолетних от небезопасного контента в Интернете, больше внимания уделять детям дома. Кроме того, важно развитие кружков, секций и детских лагерей и повышение эффективности работы правоохранительных органов», – отметил врач.
Специалист добавил, что также у подростков необходимо формировать уровень критического мышления, а не просто запрещать смотреть то, что кажется родителям деструктивным. Надо действовать по-другому.
«В таком случае можно запретить и буквы, потому что из них создают слова, из слов – предложения. Они могут быть как хорошими, так и плохими, нести добро или зло. Поэтому вопрос запрета определённого контента весьма мобильный», – подчеркнул эксперт.
Андрей Фунтиков порекомендовал сделать упор на развитие кругозора подростков. Действовать нужно ненавязчиво, обогащая не только виртуальную, но и реальную среду.
«Надо позволять ребёнку ещё до подросткового возраста проявлять самостоятельность, давать ответственные задания. Особенно это касается регулярных обязанностей, как мытьё посуды, вынос мусора и так далее. Не стоит забывать о единстве эмоций и ума. Ребёнку желательно увидеть, почувствовать результаты выбора собственных действий. Только в этом случае он научится делать выводы. Таким образом, формируется его жизненный опыт», – сообщил специалист.
По словам врача, сегодня очень сложно обратить внимание подростков на культурные составляющие информационного контента – кино, произведения искусства, театр, литературу.
«Сейчас в обществе большие тексты называют “лонгридами”. Подростки их не читают – “много букв”. Поэтому хорошая классическая литература становится всё менее популярной и, соответственно, менее усвояемой. Кино тоже может содержать художественный замысел, требуя более критичного анализа, осмысления. Но это сложно. Нужен “ экшен“. Готовый материал в СМИ, соцсетях как раз наполнен короткими эмоциональными высказываниями, которые не нуждаются в подтверждении и критической оценке со стороны подростков», – заметил медик.
Специалист отметил, что любые изменения в поведении подростка должны насторожить родителей, особенно, если новое увлечение не проходит через неделю. Если вы вдруг заметили устойчивый интерес, узнайте, с чем он связан и чем подкрепляется.
«Ребёнок может избегать откровенных разговоров. Сначала понаблюдайте за его поведением, а потом постарайтесь без оценок поговорить о его отношении к различным событиям, обсудите на равных какой-то контент, который становится популярным в сети. Если подросток не будет чувствовать осуждения, давления, агрессии, непонимания со стороны взрослого, он легко вам выскажет своё мнение. Вам в свою очередь в разговоре необходимо стремиться к аргументации позиции, с объяснением последствий, снижением ценности асоциального поступка в обществе, разбором причин содеянного и предложением альтернативных вариантов решения возникающих проблем», – предложил Андрей Фунтиков.
Врач подчеркнул, что взамен токсичному контенту в Интернете подростку необходимо предложить то, что не станет разрушать его психику.
«Сегодня всё здравоохранение говорит, твердит, кричит о том, что нужны просветительские программы, мероприятия в школах по повышению информационной грамотности, чтобы сами подростки научились критично оценивать информационный поток, анализировать адекватность источника информации, отличать достоверные данные от фейков», – сообщил специалист.
Переключить внимание ребёнка на позитивный контент несложно. По словам Андрея Фунтикова, достаточно, чтобы между его родителями были налажены доверительные отношения. Тогда подросток будет способен понять, что у него есть родные люди, которые его ценят, уважают. Именно к ним он может обратиться в любой момент за помощью.
«Вот тогда риск, что он увлечётся негативным контентом, будет невелик. Станьте для своего ребёнка авторитетом. Не осуждайте или наказывайте сразу, проявите интерес, послушайте его. Всё зависит от нас с вами – каким ребёнок будет завтра», – заключил Андрей Фунтиков.
Ранее врач рассказал о влиянии деструктивного контента на подростков.